16+
DOI: 10.18413/2313-8955-2017-3-3-57-64

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Aннотация

В статье рассматриваются вопросы анализа динамики и структуры заболеваемости среди студентов-первокурсников Курского государственного университета за последние пять лет. Проведено исследование физического развития и выявлена его взаимосвязь с образом жизни молодежи. в ходе исследования данных, было выявлено, что только 72% респондентов можно назвать «полностью здоровыми», остальные имеют хронические заболевания и различного рода отклонения в состоянии здоровья. Низкий уровень физической активности присущ подавляющему большинству студентов КГУ. Высокий уровень стресса, низкая двигательная активность, нерациональное питание приводят к угнетению иммунной системы, и как следствие – к ухудшению состояния здоровья. На основе полученных данных будут разработаны рекомендации для проведения профилактических мероприятий и коррекции состояния здоровья.


Студенчество – это значимая часть любого общества, наиболее активная часть молодежи, которую можно рассматривать по целому ряду признаков как отдельную группу населения. 
Состояние здоровья студентов – это не только показатель существующего социально-экономического и общественного развития страны, но и важный индикатор будущего трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества [4].
В настоящее время, по данным ВОЗ, молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет составляют 30% населения земного шара [3]. Информационные и эмоциональные перегрузки, которым они подвергаются на фоне ухудшения экологической обстановки, социальных условий и снижения двигательной активности, приводят к возникновению негативных изменений в состоянии здоровья [1, 5].
В связи с этим ситуация, связанная с неуклонным ростом заболеваемости среди студентов, особенно в период обучения, требует тщательного изучения, анализа и проведения эффективных корригирующих мероприятий.
Важнейшим критерием состояния здоровья популяции, отражающим влияние эндогенных и экзогенных факторов является физическое развитие. Физическое развитие является объективным показателем состояния здоровья и достаточно часто отклонение его от нормы становится первым важным симптомом манифестации заболевания [6].
В связи с этим, оценка морфофункциональных показателей и определение на этой основе приоритетных направлений работы по сохранению здоровья студенческой молодежи является актуальной  задачей.
Цель работы – сбор, систематизация и анализ данных о динамике заболеваемости и состоянии здоровья студентов КГУ и выработке рекомендаций по коррекции образа жизни с целью профилактики наиболее распространенных заболеваний.
Предмет исследования – показатели заболеваемости и физического развития и данные об образе жизни студентов.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1)    Провести анализ медицинской документации с целью структурирования заболеваемости первокурсников по классам болезней (МКБ – 10);
2)    Осуществить мониторинг сомати-ческого здоровья путем неинвазивной диагностики с измерением стандартного комплекса морфологических и медико-физиологических показателей организма студентов;
3)    Провести анонимное анкетирование студентов по вопросам образа их жизни;
4) Обработать полученные результаты и обосновать индивидуальные рекомендации по повышению функциональных резервов систем организма, оздоровлению стиля жизни и укреплению здоровья.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, методы математической статистики. 
Результаты и их обсуждение. На первом этапе исследования нами проведена статистическая обработка индивидуальных медицинских карт студентов первых курсов КГУ с 2011 по 2016 гг. с целью выявления динамики соотношения контингента студентов, относящихся по состоянию здоровья к медицинским группам и выявления основных нозологических форм. 
Анализ документации комплексного медицинского осмотра первокурсников КГУ показал, что к основной группе относится 70,18 1,5% от общего количества осмотренных, к подготовительной группе – 24,82 0,71%, к специальной медицинской группе – 5 1,53%. Полученные данные представлены в таблице 1. 

Таблица 1

Динамика распределения студентов-первокурсников по медицинским группам (%)

Table 1

Distribution of first-year students by medical groups (%)

    Учебный год

Группа здоровья

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Основная

71,2

71,1

70,3

70,1

68,2

Подготовительная

25,8

24,2

25,1

23,6

25,5

Специальная

3,0

4,7

4,6

6,3

6,3

 

 В течение последних двух лет прослеживается тенденция сокращения количества студентов, относящихся к основной группе здоровья, и увеличение количества студентов, относящихся к подготовительной и специальной медицинской группе. 

 
Рис. 1. Распределение контингента студентов в группы для занятий физической культурой с 2011 по 2016 гг. (%)
Fig.1. Distribution of the contingent of students in groups for physical training

 
Проведя исследование индивидуальных медицинских карт первокурсников за период 2011-2016 гг., мы выявили рост числа заболеваний, который отражен в таблице 2.

Таблица 2

Структура заболеваемости по классам болезней (%)

Table. 2

Structure of morbidity by disease class (%)

         Учеб. год

Заболевания

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Болезни опорно-двигательного аппарата

42,9

39,5

35

36,6

37,5

Болезни зрительного анализатора

8,7

22,3

29,5

26,4

24,3

Болезни сердечно-сосудистой системы

6,7

6,8

5,9

8,1

6,8

Болезни центральной нервной системы

6

5,2

7,3

5

3,4

Болезни мочевыделительной системы

6

5

6,5

5

5,3

Всего

149

233

217

295

205

В структуре патологии среди студентов I курса наибольшее распространение имеют болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, на втором месте – нарушения зрительного анализатора, на третьем – болезни органов середно-сосудистой системы, на четвертом – болезни нервной системы. 
Особенно неблагоприятным по количеству выявленных лиц с отношениями в состоянии здоровья был 2014-2015 учебный год, в этот период отмечен максимальный прирост по всем классам патологии. 
Структура заболеваемости первокурсников КГУ по классам болезней (МКБ – 10) (в %) представлена на рис. 2.
 
 
Рис. 2. Динамика изменения структуры заболеваемости по классам (%)
Fig. 2. Dynamics of the structure of morbidity by class

 
Далее нами было проведено анонимное анкетирование среди студентов факультетов: физической культуры и спорта, естественно-географического факультета, факультета иностранных языков, экономического, юридического, филологического факультетов, факультета физики, математики и информатики. В исследовании приняли участие студенты 1-5 курсов в количестве 625 человек Анкетирование позволило составить общее представление об образе жизни и состоянии здоровья студенческой молодежи в возрасте от 17 до 23 лет. Полученные данные обрабатывались с помощью пакета прикладных программ MS Excel, STATISTICA,NCSS PASS 11.0.4. 
Анализ анкет показал, что практически треть студентов курит (27%), причем 9% из всех курящих – девушки. Занимаются физическими упражнениями, делают утреннею зарядку только 6,96% опрошенных, посещают спортивные секции – 19,72%, занимаются закаливанием – 2,32%. Было выявлено, что около 30% студентов ведут малоподвижный образ жизни, редко бывают на свежем воздухе; 83% суточного времени студенты находятся в состоянии относительной неподвижности. 
74,9% студентов начинают обращать внимание на собственное здоровье, только в случае ухудшение самочувствия и выявления заболевания, 3,61% – когда напоминают родные, только 20,23% опрошенных регулярно следят за здоровьем. Желанию вести здоровый образ, по опросам студентов, препятствует недостаток времени – 7,8%, отсутствие силы воли – 28,98%, отсутствие необходимых условий – 22,68%, финансовые трудности – 10,54%.
Среди обследуемой выборки число «практически здоровых» студентов составило 72%, 28% – имели хронические заболевания или функциональные отклонения. Это: болезни органов дыхания, сердечнососудистые заболевания, болезни обмена веществ, аллергозы. Нерациональное питание (41% респондентов отмечали нарушение режима питания, превалирование в рационе «fastfood»), что приводило к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.
В ходе работы выявлено: низкий уровень физической активности присущ подавляющему большинству студентов КГУ. Всего 48% студентов 1-3 курсов посещали занятия по физический культуре, еще 12% заняты были в спортивных секциях, каждый четвертый – предпочитал активный отдых и 15% имели освобождение от занятий физическими упражнениями по состоянию здоровья. 
Высокий уровень стресса, низкая двигательная активность, нерациональное питание приводят к угнетению иммунной системы, что находит отражение в увеличении частоты острых респираторных заболеваний. Было выявлено, что 6% студентов, принявших участие в опросе, болели острыми респираторными заболеваниями чаще 4 раз в год, 22% обучающихся отмечали появление симптомов ОРЗ около 3-4 раз в год и 72% – болели, примерно, 1-2 раза в год. Несмотря на негативные тенденции в состоянии здоровья молодежи, стоит отметить выявленный нами факт: по данным анонимного анкетирования, число некурящих респондентов КГУ составило 71%, а лиц, не употребляющих спиртные напитки – 62%. 

Таблица 3

Сводная таблица показателей образа жизни студентов КГУ

(поматериаламанкетирования)

Table. 3

Summary table of indicators of lifestyle KSU students (based on survey)

 

Семейное положение

Официальный брак

Гражданский брак

Незамужем/

Холост

 

 

28%

6%

66%

 

 

Место проживания

Общежитие

Проживает с родителями

Арендованное жилье

 

 

25%

42%

33%

 

 

Источник дохода

Стипендия

Помощь родителей

Работа

Социальное пособие

 

40%

32%

20%

8%

 

Наследствен-

ность

Сердечно-сосудистые заболевания

Атеросклероз

Сахарный диабет

Онко-

Заболевания

Алкоголизм, наркомания

1%

2%

1%

0%

0%

Режим физической активности

На физкультуру не хожу, в секции не занимаюсь

Только физкультура

Физкультура, секция и активный отдых

Физкультура, спорт, секции и др.

 

15%

48%

25%

12%

 

Частота утренней гимнастики

Ежедневно

Через день

Нерегулярно

Не делают

 

5%

5%

76%

14%

 

Закаливающие процедуры

Обливание холодной водой

Холодные воздушные ванны

Моржевание

Не проводят

 

6%

28%

3%

63%

 

Баня (сауна)

Не посещают

Раз в неделю

Раз в 2 недели

Нерегулярно

 

15%

5%

20%

60%

 

Соблюдение режима

Соблюдают

Не соблюдают

 

 

 

12%

88%

 

 

 

Курение

Не курят

От случая к случаю

Курят

 

 

71%

22%

7%

 

 

Спиртные напитки

Не употребляет

От случаю к случаю

Регулярно

 

 

62%

38%

0%

 

 

Регулярность питания

3-х разовое

5-и разовое

«Фастфуд»

Нет системы

 

56%

2%

1%

41%

 

Рацион питания

Овощной

Мясной

Молочный

Смешанный

Нет предпочтений

0%

0%

0%

40%

60%

Острые респираторные заболевания

1-2 раза в год

3-4 раза в год

Более 4 раз в год

 

 

72%

22%

6%

 

 

Обострение хронический заболеваний

Нет хронических заболеваний

Обострения 1-2 раза в год

Более 2 раз в год

 

 

72%

19%

9%

 

 

 
Данные медицинских осмотров студентов за последние 5 лет обнаруживают не только рост хронических заболеваний, но и увеличение количества их обострений (рисунок 3).

Рис. 3. Частота обострения хронических заболеваний у студентов КГУ (%)
Fig. 3. Frequency of exacerbation of chronic diseases in KSU students (%)

 
Следующий этап работы был посвящен объективной количественной оценке физического развития студентов. Физическое состояние характеризует функциональную готовность основных систем организма обеспечивать его работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности, относятся частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частота дыхания (ЧД), время задержки дыхания, за динамикой которых можно проследить в процессе занятий. Уровень физического развития рассчитывался по методике Л. Г. Апанасенко [2]. Для этого мы оценивали 5 параметров: индекс массы тела, жизненный индекс (жизненная емкость легких), произведение систолического артериального давления (САД) на частоту сердечных сокращений (ЧСС), время восстановления пульса после физической нагрузки и силовой индекс.
Результаты нашего исследования показали, что 50,8% обследованных студентов имели низкий уровень физического развития, 48% – средний уровень и 1,2% – выше среднего. 
Заключение. Таким образом, проведя анализ полученных в ходе исследования данных, было выявлено, что только 72% респондентов можно назвать «полностью здоровыми», остальные имели хронические заболевания и различного рода отклонения в состоянии здоровья. 
Низкий уровень физической активности присущ подавляющему большинству студентов КГУ. 
Высокий уровень стресса, низкая двигательная активность, нерациональное питание приводят к угнетению иммунной системы, и как следствие – к ухудшению состояния здоровья.
Физическое воспитание в ВУЗе призвано постепенно и последовательно формировать у студентов мотивацию на здоровье, повышать защитные функции организма, устранять функциональные отклонения в физическом развитии для поддержания высокой работоспособности.
Выявленные тенденции в динамике состояния здоровья и физического развития студентов КГУ будут использованы в планировании работы спортивных секций в университете, разработке рекомендаций по санаторно-курортному лечению в профилактории «Росинка», проведении просветительской работы (лекции: «Функциональные тренировки», «О правильном питании»). Предложенные коррекционные программы призваны способствовать более рациональному и эффективному укреплению здоровья, что в свою очередь будет способствовать улучшению показателей физической подготовленности студентов.
В отношении данной статьи не было зарегистрировано конфликта интересов.
 

Список литературы

  1. Абдуллина Л.Б. Формирование здорового образа жизни студентов в условиях современного вуза: практико-ориентированный аспект // Здоровьесберегающее образование. 2014. №2.
    С. 78-82.
  2. Апанасенко Л.Г. Медицинская валеоло­гия. Ростов-на-Дону "Феникс". 2000. С. 117-118.
  3. Белякова Е.В. Формирование культуры здоровья личности в процессе физического воспитания студенческой молодежи // Культура физическая и здоровье. 2012. №5. С. 53-55.
  4. Бомин В.А., Сухинина К.В. Здоровьесберегающие технологии в сохранении и формировании здоровья студентов: учебно-методическое пособие. Иркутск: Иркутский филиал Рос. гос. ун-та физ. культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2011. 156 с.
  5. Камышникова Л.А., Макарян Б.С. Соблюдение принципов здорового образа жизни, в фокусе – студенты медицинского института. Научный результат. Серия "Медицина и фармация". 2015. №3. С. 64-71.
  6. Яцун С.М., Беcпалов Д.В., Горбунова А.С. Мониторинг состояния здоровья и физического развития студентов КГУ и реализация его результатов в электронном «Паспорте здоровья» Здоровье для всех. 2016. № 1. С. 3-7.