16+
DOI: 10.18413/2313-8955-2015-1-3-159-163

РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СУБМИКРОСТРУКТУРИРОВАННОЙ СУБСТАНЦИИ ЛОРАТАДИНА

Aннотация

Поиск новых веществ с фармакологической активностью чрезвычайно важен. Сам подход к приобретению нового спектра лекарственных агентов за счет существующего набора биологически активных соединений представляется чрезвычайно перспективным. И это достижимо с помощью методов нанотехнологии и механохимии. В нашей работе сравнительное изучение фармакологической активности субмикроструктурированной субстанции лоратадина и базовой субстанции лоратадина проводилось на модели экспериментального аллергического контактного дерматита. Животных сенсибилизировали по методу Залкан и Иевлевой. В качестве аллергена использовали 5%-ный спиртово-ацетоновый раствор 2,4-динитрохлорбензола. Развитие контактного аллергического дерматита определяли по общему состоянию и поведению животных, а также наблюдали за изменениями состояния кожи на месте аппликации. Моделирование аллергического контактного дерматита в течение 5 суток приводило к увеличению кожных проявлений аллергической реакции, также отмечалось увеличение толщины кожной складки на месте аппликации аллергена. Как показали результаты исследования субмикроструктурированной и базовой субстанции лоратадина эффективно предотвращали кожных проявления аллергической реакции. У групп животных, где применялись субмикроструктурированная и базовая субстанции лоратадина, на фоне моделирования контактного аллергического дерматита наблюдалось снижение толщины кожной складки. Применение субмикроструктурированной субстанции лоратадина имело тенденцию к большей эффективности в сравнении с базовой субстанцией лоратадина.


Введение. Современная медицина использует большой арсенал лекарств, но многие из них еще далеки от «идеальных средств» лечения тех или иных болезней, поиск новых веществ с фармакологической активностью чрезвычайно важен [1].

Сам подход к приобретению нового спектра лекарственных агентов за счет существующего набора биологически активных соединений представляется чрезвычайно перспективным. И это достижимо с помощью методов нанотехнологии и механохимии. Однако до настоящего времени не существует действенной системы оценки безопасности для макроорганизма применяемых в официальной медицине ксенобиотиков с измененными физико-химическими свойствами.

Возможность применения наночастиц для повышения эффективности воздействия фармакологических средств диагностики и терапии основана на том факте, что вещества в наноформе имеют свойства, отличные от свойств веществ в макродисперсной форме. В частности, высокая удельная поверхность наноматериалов приводит к тому, что поверхностные явления (адсорбция-десорбция, адгезия) начинают играть преобладающую роль в процессах их взаимодействия с макровеществами, с макромолекулами и биологическими объектами [1].

Систематическое изучение закономерностей действия лекарственных веществ в новом состоянии позволит определить как их терапевтический потенциал, так и возможные риски для здоровья человека.

Чтобы разработать адекватные подходы к прогнозу риска влияния нано- и субмикрочастиц различной природы на здоровье человека, необходимо обязательно изучать фундаментальные закономерности проявления биологических эффектов этих частиц [2].

В свою очередь, недостаток оригинальных отечественных ЛС, соответствующих современному мировому уровню, является реальной экономической и национальной проблемой России, зависимость от импортных субстанций негативно влияет на лекарственную безопасность страны [3].

Тема механохимии и механоактивации достаточно широко рассматривается в исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов [4]. В наиболее обобщающих трудах вопрос освещается в традиционном стиле и подходе характерном для литературы академической направленности [5-7]. Исследователи не ставят перед собой задачи практического воплощения полученных знаний.

Несмотря на то, что первые исследования механохимических воздействий связаны с превращениями органических соединений, до настоящего времени нет однозначных ответов на ряд вопросов о влиянии внешних механических полей на их структуру, свойства, химическую и биологическую активность [8].

Материалы и методы. Сравнительное изучение фармакологической активности субмикроструктурированной субстанции лоратадина и базовой субстанции лоратадина проводились на модели экспериментального аллергического контактного дерматита [9]. Данная модель патологии является аллергической реакцией замедленного типа. Животных сенсибилизировали по методу Залкан и Иевлевой. В качестве аллергена применяли 5%-ный спиртово-ацетоновый раствор 2,4-динитрохлорбензола.

Очаг сенсибилизации моделировали на предварительно эпилированной боковой поверхности тела морской свинки. 2,4-динитрохлорбензол наносили на кожу 1 раз в сутки.

Развитие контактного аллергического дерматита определяли по общему состоянию и поведению животных, а также наблюдали за изменениями состояния кожи на месте аппликации. Тяжесть кожных проявлений аллергии обозначали в баллах: 0 – отсутствие реакции; 1-появление красных пятен; 2- умеренная гиперемия; 3-резкое покраснение и отек; 4-наличие эрозий; 5-образование корки и язв. Также измеряли толщину кожной складки для оценки противовоспалительного действия сравниваемых субстанций лоратадина.

Субмикроструктурированную и базовую субстанции лоратадина вводили внутрижелудочно в дозе 0,8 мг/кг/сут. Животным проводилось лечение на протяжении 5 суток на фоне аппликаций 2,4-динитрохлорбензолом.

Статистическую обработку результатов исследования фармакодинамики субстанций лоратадина проводили по общепринятым в фармакологии методам, рассчитывая средние значения показателей (М) и ошибку средней арифметической (±m). Достоверность различий между средними определяли по критерию Стьюдента. Вероятность полученных результатов оценивали на уровне значимости не менее 95% (р<0,05).

Полученные результаты и их обсуждение. Моделирование аллергического контактного дерматита в течение 5 суток приводило к увеличению кожных проявлений аллергической реакции с 0 баллов до 5,0±0,30 по сравнению с интактными животными (таблица 1). Также отмечалось увеличение толщины кожной складки на месте аппликации аллергена в течение 5 суток с 5,3±0,3 мм у интактной группы, до 9,5± 0,15 мм у животных с моделированием аллергического контактного дерматита (таблица 1).

 

Таблица 1

Результаты изучения противоаллергической активности

субмикроструктурированной и базовой субстанции лоратадина на фоне моделирования контактного аллергического дерматита (M±m, n=10)

Table 1

The results of the study of antiallergic activity of the submicrostructured and basic substance of loratadine in the setting of simulation of contact allergic dermatitis  (M±m, n=10)

 

Группы животных

Аллергические проявления кожи (баллы, 0-5)

Толщина кожной складки на

месте аппликации аллергена, мм

1 сут.

2 сут.

3 сут.

4 сут.

5 сут.

1 сут.

2 сут.

3 сут.

4

сут.

5 сут.

Интактные

0

0

0

0

0

5,3±0,3

5,3±0,3

5,3±0,3

5,3±0,3

5,3±0,3

Контактный аллергический дерматит

1,5±0,10

3,4±0,30

4,8±0,20

5,0±0,20

5,0±0,30

6,8± 0,50

7,5± 0,30

8,8± 0,20

9,1± 0,18

9,5± 0,15

Контактный аллергический дерматит + базовая субстанция лоратадина

0,5± 0,12

1,5± 0,10

2,8± 0,30

3,7± 0,13

4,0± 0,18

5,9±0,15

6,3±0,11

6,9±0,13

7,4±0,2

8,1± 0,16

Контактный аллергический дерматит + субмикроструктурированная субстанция лоратадина

0,4±0,11

1,4±0,13

2,7±0,2

3,5±0,17

3,9±0,12

5,7±0,14

6,1±0,16

6,8±0,14

7,1±0,18

8,2± 0,12

 

Как показали результаты исследования субмикроструктурированной и базовой субстанции лоратадина, в дозе 0,8 мг/кг/сут. эффективно предотвращали кожных проявления аллергической реакции. Так, на 1 сутки показатели кожных проявлений аллергии на фоне применения субмикроструктурированной и базовой субстанции лоратадина были ниже, чем у животных с патологией среднем 1,0±0,10 балла. Аналогичная картина наблюдалась и на 5 сутки (таблица 1). Также у групп животных, где применялись субмикроструктурированная и базовая субстанции лоратадина на фоне моделирования контактного аллергического дерматита наблюдалось к снижению толщины кожной складки в среднем на протяжении 5 суток на 1,3±0,12 мм.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективной противоаллергической активности исследуемых субстанций. В целом можно отметить, что применение субмикроструктурированной субстанции лоратадина имело тенденцию к большей эффективности в сравнении с базовой субстанцией лоратадина. Однако достоверности в значениях не наблюдалось. Для выявления таковой в перспективе необходимо проведение комплекса фармакокинетических и биофармацевтических исследований субстанций на людях в рамках клинических испытаний согласно разрешительной системы.

Выводы:

Изучение противоаллергической активности субстанций лоратадина, выполненная в условиях контактного аллергического дерматита выявило, что субмикроструктурированная субстанция лоратадина обладает противоаллергической активностью, в определенной степени превышающую таковую у базовой субстанции лоратадина.

Для получения доказательных данных необходимо проведение комплекса фармакокинетических и биофармацевтических исследований в рамках полномасштабного клинического изучения субстанций согласно требованиям разрешительной системы РФ.

 

Список литературы

  1. Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ / Под ред. Хабриева Р.У. М., 2005. 832 с.
  2. Медицинская статья. Электронный ресурс: http://medstatia.ru/nanotexnologii-v-medicine/ (дата обращения: 15.03.2012).
  3. Медицинская газета. Электронный ресурс: http://www.mgzt.ru/article/844/ (дата обращения: 15.03.2012).
  4. Российская Бизнес-газета. Тонкая субстанция. Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2009/12/08/lekarstva.html (дата обращения: 10.11.2015).
  5. Наследие — механохимия и механоактивация. Электронный ресурс: http://www.ibeton.ru/a22.php (дата обращения: 10.11.2015).
  6. Аввакумов Е.Г. Механические методы активации химических процессов. Новосибирск.: Наука, Сиб. Отд., 1986. 303 с.
  7. Ходаков Г.С. Физика измельчения. М.: Наука, 1972. 240 с.
  8. Лесин А.Д. Вибрационные машины в химической технологии. М.: Химия, 1968. 80 с.
  9. Залкан П.М., Иевлева Е.А. Экспериментальная модель аллергического дерматита / В кн. Актуальные вопросы профессиональной дерматологии. М., 1965. 106 с.