ОСОБЕННОСТИ ОКСИДАТИВНОГО СТАТУСА У ПАЦИЕНТОВ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ ВТОРОГО ТИПА
Aннотация
Актуальность: С увеличением возраста человека становится более частым явлением сахарный диабет. Однако до настоящего времени практически не изучены различные клинико-патофизиологические аспекты формирования и профилактики гипогликемических состояний при сахарном диабете в пожилом возрасте. Цель исследования: Изучить особенности оксидативного статуса у пациентов пожилого возраста с сахарным диабетом второго типа. Материалы и методы: В исследование было включено 148 пациентов пожилого возраста, из которых было сформировано 2 группы: 1. Контрольная группа – 70 пациентов с сахарным диабетом второго типа, у которых в течение одного предшествующего года не было зарегистрированных гипогликемических эпизодов. 2. В основную группу было взято 78 пациентов с сахарным диабетом второго типа, у которых в течение одного предшествующего года было зарегистрировано не менее шести гипогликемических эпизодов. В качестве маркера прооксидатных процессов, использовали анализ содержания 8-гидрокси-2- дезоксигуанозина (8-ОН-DG) в крови. В качестве маркеров антиоксидантных процессов использовали анализ содержания супероксиддисмутазы (SODM) и каталазы (CTLS) в крови. Результаты: У пожилых пациентов с сахарным диабетом второго типа, сопровождающимся гипогликемическими состояниями, имеет место достоверное превалирование проокислительных процессов, что проявляется наличием достоверно более высокого уровня 8-ОН-DG –соответственно 42.4±1.2 пкмоль/л и 35.1±0.9 пкмоль/л (p<0.05); при этом наличие старческой астении усугубляет проокислительные процессы: в группе с гипогликемией показатель при старческой астении 8-ОН-DG составляет 46.1±1.2 пкмоль/л против 38.01,0 без старческой астении (p<0.05); в группе без гипогликемии показатель 8-ОН-DG при старческой астении составляет 37.0±1.1 пкмоль/л против 31.40.9 без старческой астении (p<0.05). Заключение: Изучение оксидативного статуса при сахарном диабете, позволило выявить, что в группе лиц пожилого возраста с гипогликемическими состояниями имело место достоверное превалирование проокислительных процессов по сравнению с лицами без гипогликемических состояний.
Введение. В исследованиях последних лет доказано, что по мере увеличения возраста человека становится более частым явлением нарушение толерантности к глюкозе [1, 2, 3]. При этом как сахарный диабет, так и нарушение толерантности к глюкозе гораздо чаще встречаются у пожилых людей по сравнению с лицами более молодого возраста [4, 5]. В частности, во многих исследованиях показано, что если частота встречаемости сахарного диабета у людей в возрасте 20-30 лет достигает 2-3%, то количество людей старше 65 лет, страдающих сахарным диабетом, вырастает до 20% [6]. Наличие сахарного диабета в пожилом возрасте опасно не только гипергликемическими, но и гипогликемическими состояниями [7]. Данные разных авторов демонстрируют довольно высокую частоту встречаемости гипогликемических состояний у людей, страдающих сахарным диабетом. То есть, в возрасте 65-69 лет около 20- 30% людей с сахарным диабетом испытывают гипогликемические состояния [8, 9]. В возрасте старше 85 лет гипогликемические состояния диагностируются уже у 50%. [10]. В качестве причины гипогликемических состояний при сахарном диабете могут быть особенности обмена глюкозы, нерациональное и неконтролируемое применение гипогликемических средств, проблемы недоедания и др. [11, 12]. Вместе с тем, до настоящего времени практически не изучены различные клинико-патофизиологические аспекты формирования и профилактики гипогликемических состояний при сахарном диабете в пожилом возрасте в зависимости от наличия/отсутствия синдрома старческой астении и ассоциированных с ней гериатрических синдромов.
Цель исследования – изучить особенности оксидативного статуса у пациентов пожилого возраста с сахарным диабетом второго типа.
Материалы и методы исследования. В проведенном исследовании были изучены молекулярные механизмы, отражающие особенности состояния оксидативного у пациентов с гипогликемическими состояниями при сахарном диабете второго типа во взаимосвязи со старческой астенией. Когорты пациентов, были сформированы в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга (по договорам о двустороннем научном сотрудничестве) – больницы Святого Георгия №3 и больницы №31, которые являются клиническими базами АННО ВО «Научно-исследовательский центр «СанктПетербургский институт биорегуляции и геронтологии». В исследование было включено 148 пациентов пожилого возраста, из которых было сформировано 2 группы: 1. Контрольная группа – 70 пожилых пациентов с сахарным диабетом второго типа в возрасте 60 лет – 74 года (мужчин – 28 чел., женщин – 42 чел., средний возраст составил 64.8+1.3 года), у которых в течение одного предшествующего года не было зарегистрированных гипогликемических эпизодов. Контрольная группа была разделена на две подгруппы: первая – 39 человек без старческой астении, вторая – 31 человек со старческой астенией. 2. В основную группу было взято 78 пожилых пациентов с сахарным диабетом второго типа в возрастном периоде 60 лет – 74 года (мужчин – 30 чел., женщин – 38 чел., средний возраст составил 66.2+1.6 года), у которых в течение одного предшествующего года было зарегистрировано не менее шести гипогликемических эпизодов. Основная группа также была подразделена на две подгруппы: первая – 35 человек без старческой астении, вторая – 43 человека со старческой астенией.
У пациентов в сыворотке крови изучали содержание маркеров окислительного статуса. В качестве маркера прооксидатных процессов, отражающих содержание реактивных форм кислорода, использовали анализ содержания 8-гидрокси-2- дезоксигуанозина (8-ОН-DG) в сыворотке крови. В качестве маркеров антиоксидантных процессов использовали анализ содержания супероксиддисмутазы (SODM) и каталазы (CTLS) в сыворотке крови.
На всех этапах исследования диагноз сахарного диабета второго типа и ассоциированных с ним гипогликемических состояний выставлялся в соответствии с Клиническими рекомендациями «Алгоритм специализированной помощи больным сахарным диабетом» (6-й выпуск, 2012; 7-й выпуск, 2015). Биохимические исследования проводились в лаборатории «Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии» на оборудовании и 50 по методикам, сертифицированным Федеральной (ФСВОК) и международными (RIQAS, PREVECAL, EQAS) внешними программами оценки качества.
Для статистической обработки результатов исследования использован метод оценки значимости различий двух совокупностей путем применения критерия t-Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение. При проведении исследования выявлено, что в группе лиц пожилого возраста с гипогликемическими состояниями имело место достоверное превалирование проокислительных процессов по сравнению с лицами без гипогликемических состояний, в частности, выявлен достоверно более высокий уровень 8-ОН-DG – соответственно 42.4±1.2 пкмоль/л и 35.1±0.9 пкмоль/л (p<0.05). При этом наличие старческой астении усугубляло проокислительные процессы: в группе с гипогликемией показатель 8-ОН-DG составил при старческой астении 46.1±1.2 пкмоль/л против 38.0±1.0 без старческой астении – (p<0.05). Уровень 8-ОН-DG в сыворотке крови у пациентов контрольной и основной групп представлены в таблице 1.
Таблица 1
Содержание 8-гидрокси-2-дезоксигуанозина (8-ОН-DG ) в сыворотке крови у пациентов, включенных в первый этап исследования
Table 1
The content of 8-hydroxy-2-deoxyguanosine (8-OH-DG) in blood serum of patients included in the first stage of the study
Группы пациентов | 8-ОН-DG (пкмоль/л) | |
Контрольная группа (n 70) | 1 подгруппа (без старческой астении) | 31.4±0.9 |
2 подгруппа (со старческой астенией) | 37.0±1.1* | |
Основная группа (n 78) | 1 подгруппа (без старческой астении) | 38.0±1.0** |
2 подгруппа (со старческой астенией) | 46.1±1.2*,** |
* р<0.05 по сравнению с группой пациентов без старческой астении
**р<0.05 по сравнению с группой пациентов без гликогликемических эпизодов
*р<0.05 compared with the group of patients without senile asthenia
**р<0.05 compared with the group of patients without glycoglycemic episodes
При проведении исследования выявлено, что в группе лиц пожилого возраста с гипогликемическими состояниями имело место достоверное снижение активности антиокислительных процессов по сравнению с лицами без гипогликемических состояний, в частности, выявлен достоверно более низкий уровень SODM – соответственно 213.5±2.6 пкмоль/л и 298.2±8.8 пкмоль/л (p<0.05) и более низкий уровень CTLS – соответственно 110.2±7.3 пкмоль/л и 203.9±11.4 пкмоль/л (p<0.05). В отношении антиоксидантных процессов достоверного влияния старческой астении на их ингибицию в нашем исследовании выявлено не было, вероятно, за счет их существенной ингибиции вследствие сахарного диабета (таблица 2).
Таблица 2
Содержание супероксиддисмутазы (SODM) и каталазы (CTLS) в сыворотке крови у пациентов, включенных в первый этап исследования
Table 2
The content of superoxide dismutase (SODM) and catalase (CTLS) in blood serum of patients included in the first stage of the study
Группы пациентов | SODM (пкмоль/л) | CTLS (пкмоль/л) | |
Контрольная группа (n 70) | 1 подгруппа (без старческой астении) | 298.2±8.8 | 203.9±11.4 |
2 подгруппа (со старческой астенией) | 272.2±10.1* | 190.2±14.3 | |
Основная группа (n 78) | 1 подгруппа (без старческой астении) | 213.5±2.6** | 110.2±7.3** |
2 подгруппа (со старческой астенией) | 210.5±13.6** | 106.0±8.4** |
* р<0.05 по сравнению с группой пациентов без старческой астении
**р<0.05 по сравнению с группой пациентов без гликогликемических эпизодов
*р<0.05 compared with the group of patients without senile asthenia
**р<0.05 compared with the group of patients without glycoglycemic episodes
Так, наличие старческой астении не приводило к дальнейшему усугублению антиокислительных процессов: в группе с гипогликемией показатель SODM в сыворотке крови составил 210.5+13.6 пкмоль/л, в группе без гипогликемии – 272.2+10.1 пкмоль/л (p<0.05); показатель CTLS в сыворотке крови в группе с гипогликемией составил 106.0+8.4 пкмоль/л и 190.2+14.3 57 пкмоль/л в группе без гипогликемии (p>0.05 всех значений по сравнению с соответствующим показателем у людей без старческой астении).
Изучение оксидативного статуса при сахарном диабете, сопровождающемся гипогликемическими состояниями, позволило выявить, что в группе лиц пожилого возраста с гипогликемическими состояниями имело место достоверное превалирование проокислительных процессов по сравнению с лицами без гипогликемических состояний. При этом наличие старческой астении усугубляло проокислительные процессы. Активность антиокислительных процессов в группе лиц пожилого возраста с гипогликемическими состояниями наоборот достоверно снижалась. При этом достоверного влияния старческой астении на ингибицию антиоксидантных процессов выявлено не было.
Полученные результаты свидетельствуют о важном патогенетическом значении оксидативного стресса в пожилом возрасте в плане развития гипогликемических состояний на фоне сахарного диабета, что подчеркивает необходимость разработки мер по адекватной коррекции оксидативного гомеостаза, как важного направления профилактики гипогликемических состояний в гериатрической практике.
Заключение. Таким образом, у пожилых пациентов с сахарным диабетом второго типа, сопровождающимся гипогликемическими состояниями, имеет место достоверное превалирование проокислительных процессов по сравнению с лицами без гипогликемических состояний, что проявляется наличием достоверно более высокого уровня 8-ОН-DG, при этом наличие старческой астении усугубляет проокислительные процессы. У пожилых пациентов с сахарным диабетом второго типа достоверно снижена активность антиокислительных процессов по сравнению с лицами без гипогликемических состояний. Однако присоединение старческой астении дальнейшего ингибирующего влияния на эти процессы не оказывает.
В отношении данной статьи не было зарегистрировано конфликта интересов.
Список литературы