16+
DOI: DOI: 10.18413 / 2313-8955-2015-1-2-63-68

Оценка соблюдения принципов здорового образа жизни в молодом возрасте и оценка риска кардиоваскулярной патологии на при мере студентов медицинского института

Aннотация

    В статье приведены данные анализа соблюдения здорового образа жизни, а также оценка риска кардиоваскулярной патологии у 114 студентов Медицинского института в зависимости от гендерных особенностей и специализации. Исследование показало, что более 90% студентов медицинского института правильно оценивали свое здоровье. Выявлена слабая приверженность к принципам здорового образа жизни среди студентов. Сочетание 2 и более кардиоваскулярных факторов риска выявлено в 33,5% случаев, что свидетельствует о необходимости мер первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в молодом возрасте. Студенты обладают знаниями о здоровом образе жизни, но не достаточно используют их в повседневной жизни.

 

    Введение Здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ) одни из самых актуальных проблем современности. Однако эти понятия не имели и не имеют конкретного научного определения. Согласно Всемирной Органи-зации Здравоохранения, здоровье человека является не только медико-биологической, но и социальной категорией, определяемой природой и характером общественных отно-шений [2, 5]. Наиболее актуальна тема здоровья для молодежи, так как она является основой и бу-дущим общества. В студенческие годы проис-ходит утрата стабильных социально-психоло-гических ориентиров, изменяются ценности, вместе с ними и представления об идеалах и нормах [4, 7]. Процессы, происходящие в современном обществе, ведут к возникнове-нию противоречий между представлениями студенческой молодежи о здоровье и его ме-сте в системе жизненных ценностей [8]. Эти явления повышают личную ответственность в отношении своего здоровья и здорового об-раза жизни, а также влияния окружающих факторов на развитие и самосохранение.

    Охрана здоровья студентов является од-ной из важнейших задач общества и объек-том внимания в сфере здравоохранения и образования. Ежегодно во всем мире ведутся разработки эффективных систем формиро-вания здорового образа жизни и сохранения трудового потенциала молодого населения.

    Исходя из патофизиологических особен-ностей развития многих заболеваний, пер-вичная профилактика является актуальной и своевременной уже в молодом возрасте. Патологии сердечно сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, нервной и эндокринной систем, как и другие болезни непосредственно зависят от характеристик здорового образа жизни. При лечении дан-ных заболеваний именно их подвергают кор-рекции: регулируют режим труда и отдыха, организацию питания, сна, двигательной ак-тивности, проводятся работы над профилак-тикой вредных привычек, психофизической регуляцией организма, культурой сексуаль-ного поведения и личной гигиены [3]. Исхо-дя из этого, можно избежать развития мно-гих заболеваний, ведя здоровый образ жиз-ни и, в зависимости от предрасполагающих факторов, корректировать характеристики под конкретного индивида. Исследования, посвященные месту здоровья в системе жиз-ненных ценностей молодого поколения, ана-лизу образа жизни молодежи, комплексным понятиям здоровье и здоровый образ жизни являются не только актуальными, но и необ-ходимыми [1].

    Особый интерес представляет охрана здо-ровья и трудового потенциала студентов ме-дицинских вузов, ведь усвоение принципов здорового образа жизни важно не только для самосохранения учащихся, но и для профес-сиональной деятельности в дальнейшем [3, 6].

    Цель исследования проанализировать соблюдения принципов здорового образа жизни у студентов Медицинского института в зависимости от гендерных особенностей и специализации, а также оценить риск карди-оваскулярной патологии у студентов.

    Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Медицинского инсти-тута, НИУ «БелГУ». Всего в исследование включено 114 студентов Медицинского ин-ститута. Все студенты были разделены на 2 группы в зависимости от факультета. В пер-вую группу вошло 68 человек – студенты факультета лечебного дела и педиатрии, во вторую группу студенты стоматологического факультета – 46 человек. Далее каждую из групп разделили на две подгруппы по полу: 38 девушек и 30 юношей факультета лечеб-ного дела и педиатрии; 24 девушки и 22 юно-ши стоматологического факультета. Возраст опрашиваемых был от 20 до 23 лет. Средний индекс массы тела «индекс Кетле» исследуе-мых составил 21,4.помощью анонимного анкетирования у студентов оценивали мнения: о здоровом об-разе жизни и его значимость в системе цен-ностей; о состоянии своего здоровья; о при-чинах, вызывающих у них стресс; о том, что них побуждает поддерживать физическую форму и об актуальных проблемах современ-ной молодежи. Кроме того, производился опрос о приверженности к здоровому рацио-ну и режиму питания, сна, занятию спортом и об оценке средней двигательной активно-сти. Уточнялась наследственная предраспо-ложенность к заболеваниям сердечно-сосу-дистой системы, знание своего артериально-го давления и уровня холестерина в крови, наличие вредных привычек

 

живаются рационального питания. Так же от-ветили 63,3% мужской половины факультета лечебного дела и 72,3% стоматологов. Ответ, питаюсь не правильно, дали 41,7% студенток и 22,7% студентов стоматологов, 31,6% студенток 20% студентов лечебного дела. При изучении частоты употребления продуктов питания и приверженности вкусовых предпочтений сту-дентов, оказалось, что более 60% исследуемых питались не рационально – «не правильно».

    Здоровый образ жизни несовместим с вред-ными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболева-ний, негативно отражающихся на здоровье сту-дентов. Несмотря на то, что 100% исследуемых на вопрос, что отражает содержание выраже-ния «Здоровый образ жизни» ответили – отказ от вредных привычек, анализ анкетирования показал, что более 80% студентов употребляют алкогольные напитки, 30,7% курят, при этом «курили, но бросили» ответило 18% студен-ток и 21% студентов. На этом фоне наблюдает-ся недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни средствами массовой информации, преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками. Сочетание 2 и более кардиоваскулярных факторов риска выявлено в 33,5% случаев, на-личие одного фактора риска у подавляющего большинства студентов, что свидетельствует о необходимости мер первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в молодом возрасте.

    Выявлена слабая приверженность к прин-ципам здорового образа жизни. Необходимо снижение факторов модифицируемых риска ССЗ у студентов медицинского института, что говорит о необходимости внедрения государ-ственных и социальных программ предупреж-дения болезней сердца и сосудов у молодежи.

    Изучая режим двигательной активности ре-спондентов, выяснили, что 29% студенток фа-культета лечебного дела и 25% – стоматологии регулярно занимаются спортом. Среди пред-ставителей мужского пола регулярно трени-руются 20% лечебников и 36,4% стоматологов. Не регулярно спортом занимается 41% иссле-дуемых из факультета лечебного дела, 50% сту-денток и 41% студентов стоматологов. Осталь-ные представительницы женского пола, 40% мужской половины лечебного дела и 22,7% стоматологии не занимаются спортом. Также студенты оценили свою среднюю двигательную активность в день. Недостаток двигательной активности (ходьба менее 2,9 км сутки) выявлен у 29% студенток лечебного дела и педиатрии и у 12% среди стоматологов, среди юношей в 10%. Исследуя двигательную активность, был проведен опрос о возможных причинах, по-буждающих участников анкетирования под-держивать свое физическое состояние. Исходя из полученных данных, основная причина, побуждающая заниматься спортом, является поддержание «внешних» форм, а именно пропорции телосложения, красивая фигура. «Уверенно чувствовать себя среди дру-гих людей» – у 62% юношей. «Поддержание внешних форм» – у 68% студенток факультета лечебного дела и у 72,7% факультета стомато-логии. Таким образом, по сравнению с женской половиной, мужчины расценивают крепкую физическую форму, как способ уверенно чув-ствовать себя в обществе и быль популярным ней. «Стремление достигнуть высоких спор-тивных результатов» ответили менее 7% опро-шенных. Возможно, такое положение вызвано ограниченными знаниями по физическому воспитанию. На вопрос, часто ли вы подвергаетесь стрес-сам, положительно ответили 63% исследуе-мых, лишь 22,5% представительниц женского пола считают, что не подвергаются стрессам. По мнению остальных респондентов, они пе-реносят стрессы время от времени. Во время анкетирования студенты отмечали причины, которые вызывают у них стресс (таблица 2).

    Анализируя полученные результаты видно, что стрессы и стрессовые ситуации – неотъем-лемая часть обучения в медицинском инсти-туте. Перегруженность, напряженный режим учебного труда – основные причины стресса у 71% девушек факультета лечебного дела и у 62,5 % факультета стоматологии. Кроме пред-ложенных причин 31,6% анкетируемых студен-тов отметили, что часто подвергаются стрессам при вождении автомобиля. Таким образом, среди причин стрессов доминируют пробле-мы с учебой, потом проблемы в семье, причем цифры достоверно выше у лиц женского пола. Все это может приводить к возникновения астенических состояний студентов    На вопрос «Актуальные проблемы психо-логического и эмоционального здоровья моло-дежи» были получены следующие данные. По мнению женской половины респондентов это: депрессия – 90,3%, замкнутость – 72,5%, пробле-мы общения в семье и с ровесниками – 64,5%, склонность к суициду – 60,5%. По мнению муж-ской половины: развязность – 77%, проблемы общения в семье и с ровесниками – 57,1%, де-прессия – 56,3%, склонность к насилию – 36,2%. Выявлено, что представительницы женского пола более широко расценивают причины раз-вития нездоровых общественных отношений.

    Анализ всей полученной информации о здоровом образе жизни свидетельствует о мо-заичности структуры знаний студентов, их не-достаточной упорядоченности и взаимосвязи. Студенты обладают знаниями о ЗОЖ, но не до-статочно используют их в повседневной жиз-недеятельности. Сочетание 2 и более кардиоваскулярных факторов риска выявлено в 33,5% случаев, а на-личие одного фактора риска у подавляющего большинства студентов, что свидетельствует о необходимости мер первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в молодом возрасте. Выявлена слабая приверженность к принципам здорового образа жизни. Необходи-мо снижение факторов модифицируемых риска ССЗ у студентов медицинского института.

Выводы:  Исследование показало, что более 90% сту-дентов медицинского института правильно оценивали свое здоровье.

Несмотря на то, что 100% исследуемых на вопрос, что отражает содержание выражения «Здоровый образ жизни», ответили – отказ от вредных привычек, анализ анкетирования по-казал, что более 80% студентов употребляют алкогольные напитки, 30,7% курят. Оценивая причины, побуждающие зани-маться спортом, было выявлено, что основной причиной является поддержание «внешних» форм, а именно пропорции телосложения, красивая фигура. По сравнению с женской по-ловиной, мужчины расценивают крепкую фи-зическую форму, как способ уверенно чувство-вать себя в обществе и быль популярным в ней.

Сочетание двух и более кардиоваскулярных факторов риска выявлено в 33,5% случаев, а наличие одного фактора риска у подавляюще-го большинства студентов, что свидетельствует необходимости мер первичной профилакти-ки сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в молодом возрасте.Выявлена слабая приверженность к прин-ципам здорового образа жизни. Необходимо снижение модифицируемых факторов риска ССЗ у студентов медицинского института.Анализ всей полученной информации о здо-ровом образе жизни свидетельствует о моза-ичности структуры знаний студентов, их не-достаточной упорядоченности и взаимосвязи. Студенты обладают знаниями о ЗОЖ, но не до-статочно используют их в повседневной жиз-недеятельности.  

 

Список литературы

  1. Баклыкова А.В., Новокрещенова И.Г. Образ жизни студентов-медиков как фактор формирования здоровья // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. 35:51-57.
  2. Глыбочко П.В. Бугаева И.О., Еругина М.В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи // Саратовский научно-медицинский журнал. 2009. 5 (1): 9-11.
  3. Радченко О.Р., Уразманов А.Р., Мусин Н.М. О подготовке медицинских кадров по программам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования основ здорового образа жизни // Фундаментальные исследования. 2014. 10: 1786-1789.
  4. Шагина И. Р. Медико-социальный анализ влияния учебного процесса на состояние здоровья студентов медицинского вуза (по материалам Астраханской области): автореф. дис. … канд. соц. наук. – Астрахань. 2010. 23 с.
  5. Jopkiewicz A., Suliga E. Biomedical foundations of development and education // Radom-Kielce, WNITE-PIB Press. 2008. 200 p.
  6. Lisicki T. Students of the first year of medical schools to the requirements of a healthy lifestyle // Gdańsk, AWFiS Press. 2006. 160 p.
  7. Mannapur B, Dorle AS, Hiremath LD, Ghattargi CH, et al.: A study of psycological stress in undergraduate medical students at S. N.Medical college, Bagalkot, Karnataka // J clini Diag research 2010. 4 (4): 2869-2874.
  8. . Tempski P., Bellodi P.L., Paro H.B., Enns S.C., Martins M.A., Schraiber L.B. What do medical students think about their quality of life A qualitaktive study // BMC Medical Education. 2012. Vol. 12. № 1: 106.