16+
DOI: 10.18413/2658-6533-2019-5-3-0-9

Возрастные изменения микроциркуляции: роль регулярной физической активности

Aннотация

Актуальность: Известна роль возрастных изменений в адаптивных ответах системы кровообращения. При этом наиболее важным звеном сердечно-сосудистой системы является микрососудистой русло, где осуществляется перфузия тканей и транскапиллярный обмен. Особые требования предъявляет к кровообращению мышечная нагрузка. Количественная оценка состояния микроциркуляторного русла до и после ее воздействия позволяет оценить резервные возможности системы микроциркуляции. Цель исследования: Исследование состояние микрососудистого русла и тканевой перфузии у тренированных и нетренированных лиц разного возраста. Материалы и методы: Микроциркуляцию исследовали с применением двух методов: биомикроскопии ногтевого ложа и лазерной доплеровской визуализации (EasyLDI, Швейцария). Результаты: В состоянии покоя в группе тренированных лиц 20-30 лет средний диаметр капилляров был на 20% больше, а средняя величина микрососудистой перфузии на 19% меньше, чем в группе нетренированных испытуемых. После физической нагрузки в обеих группах произошло достоверное повышение числа функционирующих капилляров на 5-7%. Средний диаметр капилляров в группе тренированных лиц не изменился, а в группе нетренированных увеличился на 14%. Микрососудистая перфузия в группе тренированных лиц увеличилась на 86%, а у нетренированных испытуемых на 49%. В состоянии покоя у тренированных лиц старшей возрастной группы 50-60 лет средний диаметр капилляров был на 13%, а средняя величина микрососудистой перфузии на 24% больше, чем в группе нетренированных испытуемых. После физической нагрузки у испытуемых обеих групп наблюдали достоверное и сопоставимое увеличение числа функционирующих капилляров на 11-15%. Средний диаметр капилляров в группе тренированных лиц не изменился, а в группе нетренированных увеличился на 6%. Микрососудистая перфузия в группе тренированных лиц увеличилась на 65%, а у нетренированных испытуемых на 39%. Заключение: Найдено, что физическая нагрузка вызывала сходные по направленности изменения параметров микроциркуляции у лиц разного возраста. При этом более высокий аэробный потенциал организма (величина максимального потребления кислорода) сочетался с большим резервом адаптации микроциркуляции, выявленным при выполнении интенсивной мышечной работы. Возрастные различия проявлялись меньшим приростом микрососудистой перфузии в ответ на физическую нагрузку у лиц старших возрастных групп.


Введение. Кровообращение на уровне обменных капилляров или микроциркуляция является важнейшим звеном в системе кровообращения, поскольку именно на этом уровне реализуется ее транспортная и обменная функции. Было показано, что локальный кровоток, зарегистрированный в коже, изменяется с возрастом и в значительной мере отражает общие закономерности ответных реакций микроциркуляторного русла в целом на физиологические стимулы (стресс, мышечные нагрузки, температурные градиенты) и может служить доступным объектом для изучения сосудистых адаптивных реакций организма [1, 2, 3]. В качестве инструментов таких исследований могут быть использованы лабораторные модели дозированных мышечных нагрузок, дополненные регистрацией параметров микрососудистого русла кожи с помощью современных компьютизированных методик [4, 5, 6, 7]. Важность таких исследований заключается в том, что согласно мнению ряда авторов, с возрастом происходят негативные изменения микроциркуляции даже при отсутствии патологий [8, 9, 10, 11]. Вместе с тем данные о характере и величине изменений микроциркуляции у лиц разного возраста и разной физической подготовленности, в литературе представлены недостаточно и требуют дальнейшего изучения.

Цель – исследование состояние микрососудистого русла и тканевой перфузии у тренированных и нетренированных лиц разного возраста.

Материал и методы исследования. В качестве объекта исследования была оценка микроциркуляции у лиц двух возрастных групп. Все испытуемые дали информированное согласие на участие в исследовании и оно было одобрено этическим комитетом университета. С учетом возраста и уровня тренированности, на основе анализа величин максимального потребления кислорода (МПК) были сформированы четыре группы наблюдений: 1А – нетренированные лица 20-30 лет; 1Б – тренированные лица 20-30 лет; 2А – нетренированные лица 50-60 лет и 2Б – тренированные лица 50-60 лет (табл. 1).

В группы тренированных лиц включали действующих спортсменов (спортсменов-ветеранов), специализирующихся в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости. Все испытуемые, соответствующих подгрупп (1Б и 2Б) имели регулярные тренировочные и соревновательные нагрузки на момент обследования.

Испытуемые были обследованы по единой программе, включавшей определение показателей микроциркуляции (МЦ) в покое и после ступенчато возрастающей физической нагрузки на велоэргометре (Monark-928 E). Для определения ЧСС во время нагрузки использовали монитор сердечного ритма Polar RS100. Интенсивность нагрузки повышали с шагом 25 Вт в минуту до величины частоты сердечных сокращений (ЧСС) равной 87% от индивидуального возрастного максимума (ЧССм), который рассчитывали для каждого испытуемого по формуле: ЧССм = 217 - (0.85 х возраст). Данная величина нагрузки соответствует субмаксимальной зоне мощности [12]. МЦ исследовали с применением двух методов: биомикроскопия ногтевого ложа и лазерной доплеровской визуализации (ЛДВ, прибор EasyLDI, Швейцария). Установка для биомикроскопии представляет бинокулярный стереоскопический микроскоп МБС-9, в качестве осветителя использовали светодиод, что позволило исключить нагревание исследуемой области ногтевого ложа. Для визуализации фото и видео изображений на мониторе компьютера применяли цифровой окуляр DCM510. Фоторегистрацию проводили с разрешением 2560´1920 пикселей. При анализе изображений определяли число капилляров, приходящихся на площадь 1мм2, и измеряли диаметр переходной части капилляра.

Регистрирующим элементом установки EasyLDI является неинвазивная, бесконтактная камера, работающая в масштабе реального времени. Площадь обследуемой поверхности 7х7 см, фокусное расстояние 20 см, длина световой волны 808 нм. Лазерный пучок света проникает в кожу на глубину 2 мм, где отражается как находящимися в движении эритроцитами, так и неподвижными тканями. Пучок света лазера, взаимодействующий с эритроцитами, меняет частоту благодаря эффекту Доплера. Специальная высокоскоростная камера получает изображения со скоростью 20000 кадров в секунду, фиксируя спектр частот, после чего выполняет анализ данных путем расчета временных точек 0 и 1. В связи с этим изображения получаются сжатыми во времени, позволяя сделать до 40 кадров в секунду для оценки перфузии.

С помощью данного метода регистрировали перфузию кожи на середине предплечья. Измерения проводили до и после физической нагрузки. Метод LDI позволяет получить интегрированный индекс с большей поверхность кожи, чем LDF, тем самым, уменьшая влияние пространственной неоднородности микрососудов.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием программы Statistica 6.0. Проверку выборочного распределения проводили с помощью теста Шапиро–Уилка. За уровень статистически значимых принимали изменения при p<0.05 и p<0.01.

Результаты и их обсуждение. Средние величины числа функционирующих капилляров (ЧФК) в состоянии покоя у лиц в группах 1А и 1Б достоверно не различалась (табл. 2). При этом средний диаметр капилляров в группе 1А был меньше на 20%, чем в 1Б (р<0.01). В состоянии покоя данные капилляроскопии согласуются с результатами, зарегистрированными методом ЛДВ. Средняя величина микрососудистой перфузии в покое была меньше на 19% (р<0.05) у тренированных лиц группы 1Б, чем в группе 1А (табл. 1). После физической нагрузки в обеих группах произошло достоверное повышение числа функционирующих капилляров. В группе 1А прирост составил 5% (р<0.05), а в группе 1Б 7% (р<0.05) (рис. 1). Средний диаметр капилляров в группе 1А увеличился на 14% (р<0.01), а в группе 1Б он существенно не изменился и оставался больше, чем у нетренированных (табл. 2).

После физической нагрузки в обеих группах наблюдали прирост микрососудистой перфузии. Более выраженные изменения (на 86%) были зарегистрированы в группе 1Б. Тогда как, у лиц группы 1А микрососудистая перфузия возросла, под влиянием нагрузки только на 49% (рис. 2).

Средняя величина ЧФК у тренированных и нетренированных лиц в группе старшего возраста (50-60 лет) в состоянии покоя достоверно также не различалось (табл. 3.). Средний диаметр капилляров был на 13% больше в группе 2Б, чем в 2А (р<0.05). После физической нагрузки у испытуемых обеих групп наблюдали достоверное и сопоставимое увеличение ЧФК (рис. 1).

 

 

В группе 2А прирост составил 15% (р<0.01), а в группе 2Б 11% (р<0.01). У нетренированных лиц было зарегистрировано увеличение диаметра капилляров на 6% (р<0.05), у тренированных лиц он существенно не изменился (табл. 3). У тренированных лиц 50-60 лет микрососудистая перфузия на 24% превышала показатель группы 2А (р<0.05; табл. 3). Эта разница сохранилась и в условиях выполнения мышечной нагрузки (рис. 2). Под ее влиянием в обеих группах произошел достоверный прирост перфузии: у лиц группы 2Б на 65%, а в группе 2А только на 39% (табл. 3).

Субмаксимальная физическая нагрузка вызывала прирост микрососудистой перфузии во всех группах наблюдения. У лиц в группах 1А и 1Б он был значительно больше, чем в старших возрастных группах 2А и 2Б.      Результаты наших исследований согласуются с литературными данными [13], где отмечено, что снижение кожного кровотока у здоровых лиц в возрасте 60 лет и старше может достигать 25-50% от величины, характерной для лиц 18-30 лет. Снижение резервных возможностей кожных сосудов с возрастом проявляется в ослаблении как констрикторных, так и дилататорных сосудистых ответов [8, 9, 10, 11]. В исследованиях О.В. Коркушко с соавторами [14] показано, что с возрастом в первую очередь снижается парасимпатическая сосудистая стимуляция и в меньшей степени – симпатическая. Подобные изменения регуляции сосудистых реакций регистрируются после 50 лет, и могут быть причиной ограничения адаптационных возможностей системы МЦ из-за снижения резервов дилатации микрососудов [11, 14].

Обратная корреляция между плотностью и диаметром капилляров (r=−0,61) может свидетельствовать о компенсации снижения числа функционирующих микрососудов приростом их диаметра. С другой стороны, возрастное уменьшение резерва дилатации капилляров может компенсироваться более значительным количеством капилляров, включенных в микроциркуляцию.

Данные полученные при нагрузочном тестировании указывают на то, что во всех возрастных группах позитивный прирост микрососудистой перфузии тканей, в ответ на субмаксимальную физическую нагрузку, был более выражен у лиц, имеющих регулярную физическую активность. Ряд авторов отмечает, что систематические физические нагрузки положительно сказываются на формировании резерва дилатации сосудов микроциркуляции [15, 16, 17]. Возможно одним из ведущих адаптивных сосудистых эффектов, при мышечной тренировке в любом возрасте является, повышение регуляторной роли газотрансмиттеров. Известно, что увеличение диаметра микрососудов при физической нагрузке, связано с рядом регуляторных механизмов и в первую очередь с действием такого газового медиатора как оксида азота (NO), который продуцируется эндотелиальными клетками в ответ на механический или гипоксический стимул и способствует релаксации гладкомышечных клеток артериол и их дилатации и приросту тканевой перфузии [18, 19]. Имеются данные, что систематические аэробные физические нагрузки заметно увеличивают эффективность NO- зависимой вазодилатации артериол и, следовательно, способствуют эффективной перфузии тканей [20, 21, 22].

Выводы

  1. Таким образом, физическая нагрузка вызывала сходные по направленности изменения параметров микроциркуляции у лиц разного возраста. При этом более высокий аэробный потенциал организма (величина максимального потребления кислорода) сочетался с большим резервом адаптации микроциркуляции, выявленным при выполнении интенсивной мышечной работы.
  2. собенности реакции системы микроциркуляции, зарегистрированные в группе молодых лиц с более высокой аэробной производительностью, сохранялись и в старшей группе тренированных испытуемых: резерв адаптации (прирост микроциркуляции) был почти в два раза больше, чем у физически неактивных лиц.
  3. озрастные различия проявлялись меньшим приростом микрососудистой перфузии в ответ на физическую нагрузку у лиц старших возрастных групп.

В отношении данной статьи не было зарегистрировано конфликта интересов.

Список литературы

  1. Микроциркуляция в коже при мышечной нагрузке как модель для изучения общих механизмов изменения микрокровотока / А.В. Муравьев [и др.] // Регионарное кровообращение и микроциркуляция. 2014. Т. 13, N 2(50). С. 64.
  2. Holowatz L.A., Thompson-Torgerson C.S., Kenney W.L. The human cutaneous circulation as a model of generalized microvascular function // J. Appl. Physiol. 2008. N 105. Р. 370. DOI: https://doi.org/10.1152/japplphysiol.90436.2008
  3. Relationship between peripheral and coronary function using laser Doppler imaging and transthoracic echocardiography / Faisel Khan [et al.] // Clin(Lond). 2008. Vol. 115(9). Р. 295-300. DOI: 10.1042/CS20070431
  4. Волосок Н.И., Зайцев К.Т. Влияние физической нагрузки на микроциркуляцию в бульбарной конъюнктиве // Вестник РУДН «Медицина». 2001. N 2. С. 12.
  5. Залмаев Б.Е., Соболева Т.М. Методологические аспекты изучения микроциркуляторного русла крови у спортсменов. Труды ученых ГЦОЛИФКа 75 лет. М., 1993. С. 280.
  6. Козлов В.И., Тупицын И.О. Микроциркуляция при мышечной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1982. 35 с.
  7. D.P., Joyner M.J. Local control of skeletal muscle blood flow during exercise: influence of available oxygen // J. Appl. Physiol. 2011. Vol. 111(6). Р. 1527. DOI: https://doi.org/10.1152/japplphysiol.00895.2011
  8. Degroot D.W., Kenney W.L. Impaired defense of core temperature in aged humans during mild cold stress // Am. J. Physiol. Regul. Integr. Comp. Physiol. 2007. N 292. Р. 103. DOI: https://doi.org/10.1152/ajpregu.00074.2006
  9. Holowatz L.A., Kenney W.L. Peripheral mechanisms of thermoregulatory control of skin blood flow in aged humans // J. Appl. Physiol. 2010. N 109. Р. 1538. DOI: https://doi.org/10.1152/japplphysiol.00338.2010
  10. Kenney W.L., Armstrong C.G. Reflex peripheral vasoconstriction is diminished in older men // J. Appl. Physiol. 1996. N 80. Р. 512. DOI: https://doi.org/10.1152/jappl.1996.80.2.512
  11. Decreased active vasodilator sensitivity in aged skin / W.L. Kenney [et al.] // Am. J. Physiol. Heart Circ. Physiol. 1997. N 272. Р. H1609. DOI: https://doi.org/10.1152/ajpheart.1997.272.4.H1609
  12. Miller W.C., Wallace J.P., Eggert K.E. Predicting max hr and the HR-VO2 relationship for exercise prescription in obesity // Med. Sci. Sports Exerc. 1993. Vol. 25(9). P. 1077.
  13. Hajat S., Kovats R.S., Lachowycz K. Heat-related and cold-related deaths in England and Wales: who is at risk? // Occup. Environ. Med. 2007. N 64. Р. 93. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/oem.2006.029017
  14. Коркушко О.В., Шатило В.Б., Шатило Т.В. и др. Анализ вегетативной регуляциисердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека // Физиология человека. 1991. Т. 17, N 2. С. 31-39.
  15. Delp M.D. Effects of exercise training on endothelium-dependent peripheral vascular responsiveness // Medicine and Science in Sports and Exercise. 1995. Vol. 27(8). Р. 1152.
  16. Plasma antioxidant activity and cutaneous microvascular endothelial function in athletes and sedentary controls / F. Franzoni [et al.] // Biomed. Pharmacother. 2004. Vol. 58(8). Р. 432-436. DOI: https://doi.org/10.1016/j.biopha.2004.08.009
  17. Effect of different intensities of exercise on endothelium-dependent vasodilation in humans. Role of endothelium-dependent nitric oxide and oxidative stress / C. Goto [et al.] // Circulation. 2003. Vol. 108(5). Р. 530-535. DOI: 10.1161/01.CIR.0000080893.55729.28
  18. Exercise training enhances endothelial function in young men / P. Clarkson [et al.] // J. Am. Coll. Cardiol. 1999. Vol. 33(5). Р. 1379. DOI: DOI: 10.1016/S0735-1097(99)00036-4
  19. Mortensen S.P., Saltin B. Regulation of the skeletal muscle blood flow in humans // Exp. Physiol. 2014. Vol. 99(12). P. 1552. DOI: https://doi.org/10.1113/expphysiol.2014.081620
  20. Hamlin S.K., Benedik P.S. Basic concepts of hemorheology in microvascular hemodynamics // Crit. Care Nurs. Clin. North Am. 2014. Vol. 26(3). P. 337-344. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ccell.2014.04.005
  21. O'Sullivan S.E. The effects of exercise training on markers of endothelial function in young healthy men // Int. J. Sports Med. 2003. Vol. 24(6). Р. 404-409. DOI: 10.1055/с-2003-41183
  22. Wang J.S. Effects of exercise training and detraining on cutaneous microvascular function in man: the regulatory role of endothelium - dependent dilation in skin vasculature // Eur. J. Appl. Physiol. 2005. Vol. 93(4). Р. 429. DOI: https://doi.org/10.1007/s00421-004-1176-4