16+
DOI: 10.18413/2658-6533-2020-6-2-0-12

Особенности течения родов при преэклампсии различной степени тяжести на современном этапе
 

Aннотация

Актуальность:  Выявление осложнений родов при преэклампсии позволит улучшить перинатальные исходы у этой группы женщин, а также определить критерии ранней и своевременной диагностики данных нарушений, чтобы оптимизировать акушерскую тактику и сроки родоразрешения. Цель исследования: Анализ особенностей течения родов при преэклампсии различной степени тяжести на современном этапе. Материалы и методы: Проведен клинический анализ течения родов у 440 пациенток «фертильного» возраста с преэклампсией (основная группа). 200 пациенток аналогичного возраста без преэклампсии составили контрольную группу. Результаты: Каждая пятая пациентка с «умеренной» преэклампсией и каждая шестая в контроле в родах имела дисфункцию матки на фоне преждевременного излития околоплодных вод и нарушений жирового обмена. Количество преждевременных родов зависело от степени тяжести преэклампсии. При «умеренной» форме роды раньше срока были выявлены у каждой пятой пациентки, при «тяжелой» – у половины, в контроле – у каждой пятнадцатой. У каждой четвертой пациентки с преэклампсией были отмечены оперативные роды. С увеличением степени тяжести данной патологии возрастало количество операций кесарево сечение, которые были выполнены у 45 (11,9%) пациенток с «умеренной» формой, у всех – с «тяжелой и у 24 (12%) – в контроле. Основными показаниями к операции при «умеренной» преэклампсии были аномалии родовой деятельности, при «тяжелой» – плацентарная недостаточность, у пациенток контроля – клинически узкий таз. Заключение:Своевременная диагностика и лечение преэклампсии позволит уменьшить количество осложнений в родах, что оптимизирует акушерскую тактику и значительно улучшит «отдаленный» прогноз.


Введение. Преэклампсия – тяжелейшее осложнение беременности, которое занимает лидирующую позицию среди всех причин материнской и перинатальной смертности не только в нашей стране, но и во всем мире [1].

В Российской Федерации частота данной патологии за последние 10 лет колеблется в пределах от 8 до 25%, а в последние годы уровень тяжелых осложнений в родах вырос до 20% [2, 3].

По данным Минздравсоцразвития РФ, данная патология занимает 3-4 место в структуре причин репродуктивных потерь в течение последнего десятилетия. Преждевременные роды при преэклампсии имеют место быть в 20–30% случаев, перинатальная заболеваемость составляет 56%, перинатальная смертность достигает значений около 12%, что в 3-4 раза выше, чем в общей популяции [4].

Преэклампсия представляет собой одно из наиболее грозных осложнений беременности, сопряженных с риском неблагоприятных исходов для плода и матери. На сегодняшний день преэклампсия рассматривается как синдром, оказывающий негативное влияние практически на все органы и системы организма матери, в том числе и на течение родового процесса [5,6].

По данным литературы, патогенез преэклампсии связан с сосудистыми и гемостатическими нарушениями, приводящим к патологии гемостаза, плацентарной ишемии и гемодинамическим нарушениям в системе мать-плацента-плод [7].

В научных изданиях обсуждаются особенности течения родов при преэклампсии у женщин различных регионов мира, расовой принадлежности в зависимости от влияния социальных, бытовых, экономических и медицинских факторов. Кроме того, клинически доказано, что в структуре осложнений родов у женщин с преэклампсией ведущее место занимают аномалии родовой деятельности и маточные кровотечения [8, 9].Выявление осложнений родов при преэклампсии позволит улучшить перинатальные исходы у этой группы женщин, позволит определить критерии ранней и своевременной диагностики осложнений, чтобы оптимизировать акушерскую тактику и сроки родоразрешения.

К решению этой проблемы должны быть применены иные стратегические подходы, а именно прогнозирование возможного развития осложнений уже на этапах до наступления клинической манифестации. Поэтому оценка адаптивных возможностей организма у беременных обосновывает правомерность поиска особенностей между клиническими симптомами преэклампсии и особенностями течения родового процесса при данной патологии.   Это явилось целью и задачей настоящего исследования.

Цель исследования. Изучить особенности течения родов при «умеренной» и «тяжелой» преэклампсии на современном этапе.

Материалы и методы исследования. У 440 пациенток «фертильного» возраста (от 18 до 40 лет) с преэклампсией проведен клинический анализ особенностей течения родов (основная группа исследования). 200 пациенток с неосложненной беременностью составили контрольную группу. Сопоставлены данные пациенток с преэклампсией с показателями контрольной группы.

Критерии включения и исключения в основную и контрольную группу

Критерии включения – возраст пациенток от 18 до 40 лет (в среднем 29+11 лет), наличие преэклампсии различной степени тяжести.

Критерии исключения – отсутствие преэклампсии и ее наличие в анамнезе в прошлом, отсутствие информированного согласия пациентки.

Методы обследования

Проведен сбор анамнеза, оценка клинических симптомов осложнений в родах, клиническая оценка показаний к операции кесарево сечение.

Исследование было проведено на фоне патогенетической терапии, основанной на современных принципах лечения преэклампсии (федеральные клинические рекомендации (протокол лечения), 2016) [10].

Этические аспекты

Все процедуры, выполненные в данном исследовании, соответствуют этическим стандартам Хельсинской декларации 1964 г. и ее последующим изменениям или сопоставимым нормам этики. Все пациентки подписали добровольное информированное согласие.

Статистический анализ

Полученные цифровые данные исследования были обработаны параметрическими методами оценки достоверности: определение ошибки относительного показателя (m), критерия соответствия – Пирсона (х2). За критический уровень значи­мости при проверке статистических гипотез был при­нят р=0,05. При значении критерия Пирсона выше или равном показателю критического уровня результаты исследования считались «достоверными».

В работе использованы стандартные методы статистистической обработки с программным обеспечением Microsoft Excel и Statistica 7.0 на персональном компьютере Packard Bell (Taiwan).

Результаты и их обсуждение. Из анамнеза пациенток с преэклампсией (ПЭ) установлено, что в данной группе преобладали пациентки с «умеренной» ПЭ (85,7%). У 200(45,5%) обследуемых ПЭ развилась на фоне экстрагенитальной патологии, у 240(54,5%) – без патологии.

Возрастной состав в зависимости от степени тяжести ПЭ был достаточно разнороден. При «умеренной» ПЭ преобладали пациентки «фертильного» возраста от 19 до 30 лет (в среднем 24,5±5,5 лет). При «тяжелой» ПЭ у каждой третьей обследуемой возраст был старше 30 лет («возрастные»). Развитие «умеренной» ПЭ в большинстве случаев наблюдалось на фоне нарушения жирового обмена, тогда как при «тяжелой» - преобладали пациентки с сосудисто-почечной патологией. 

В основной группе исследования преобладали лица умственного труда. У большинства пациенток имелись гинекологические заболевания, с преобладанием хронического аднексита и дисменореи.

При анализе инфекционного статуса и наследственности установлено, что у каждой второй пациентки при «умеренной» ПЭ и у подавляющего большинства при «тяжелой» в анамнезе были отмечены вирусные инфекции, хроническая артериальная гипертензия и пиелонефрит у ближайших родственников. 

Из анамнеза пациенток контрольной группы исследования установлено, что возраст у большинства обследуемых также составил от 19 до 35 лет (в среднем 27+8 лет). «Возрастные» первородящие в данной группе были представлены в незначительном количестве. В контроле преобладали домохозяйки, без профессиональных вредностей. При оценке менструальной функции у подавляющего большинства пациенток контроля она была без особенностей. У 21,7% обследуемых гинекологический анамнез был отягощен заболеваниями воспалительного генеза. При анализе наследственных факторов у 24,3% пациенток была отягощена наследственность, с преобладанием заболеваний сосудистого генеза. Среди соматической патологии у пациенток контроля следует отметить нарушение жирового обмена, которое наблюдалось у каждой пятой пациентки.

Данные проведенного исследования установили, что 295(67%) пациенток основной группы исследования были «первородящими», а 145(33%) – «повторнородящими». Среди пациенток контроля преобладали «повторнородящие», из них большинство были с предстоящими вторыми родами.

Большую актуальность для практического акушерства представляют методы и способы родоразрешения у пациенток с преэклампсией (ПЭ) в зависимости от ее степени тяжести (табл. 1).

Анализ данных табл. 1 показал, что основным способом родоразрешения у 412(64,4%) пациенток исследуемой группы были «самопроизвольные» роды через естественные родовые пути, у 96(15%) – «преждевременные», у 132(20,6%) – «оперативные».

Количество преждевременных родов у пациенток с ПЭ зависело от ее степени тяжести. Так, при «умеренной» форме данной патологии роды раньше срока были выявлены у каждой пятой пациентки, при «тяжелой» - у половины, у каждой пятнадцатой в контроле.

Большое значение при ПЭ имеет течение родового процесса.

Несмотря на многолетние научные исследования, механизм развития осложнений в родах при ПЭ недостаточно изучен, крайне недостаточно данных об особенностях, развивающихся у пациенток с данной патологией при адаптации к родовому процессу. Но несмотря на противоречивость мнений, клинически доказано, что ПЭ увеличивает риск развития отслойки плаценты, дисфункции матки в родах и является одной из ведущих причин акушерских кровотечений [11-13].

Рассмотрим особенности течения родов при «умеренной» преэклампсии (ПЭ) (табл. 2).

Данные таблицы 2 показали, что преждевременное излитие околоплодных вод было отмечено у 21,7% пациенток при «умеренной» ПЭ, у 17% – в контроле, дисфункция матки в родах была отмечена у 39,1% и 22,7%, соответственно, ручное обследование стенок полости матки – у 9,6% и 5,7%, соответственно.  Гипотоническое кровотечение в последовом периоде родов наблюдалось у 6 пациенток с «умеренной» ПЭ на фоне нарушения жирового обмена и высоких цифр артериального давления.

Следует отметить, что только у 188(37%) пациенток роды протекали без осложнений, из них у каждой третьей – при «умеренной» ПЭ, у половины – в контроле.

Таким образом, у каждой третьей пациентки при «умеренной» ПЭ преобладала дисфункция матки в родах, из них у каждой пятой на фоне преждевременного излития околоплодных вод. У каждой шестой обследуемой контроля статистически достоверно (p=0,036) была отмечена первичная слабость родовых сил на фоне преждевременного излития околоплодных вод и нарушений жирового обмена.

Следует отметить тот факт, что на современном этапе в общей популяции среди женского населения возрастает количество оперативного родоразрешения в связи с расширением показаний [14-17].

Еще 25 лет назад количество операций кесарево сечение не превышало 2%. За последнее десятилетие в нашей стране и в мире количество оперативного родоразрешения резко возросло и составляет от 12 до 18% от общего количества родов и не имеет тенденции к снижению. Постоянно усовершенствуется техника операции кесарево сечение [18-20].

У каждой четвертой пациентки основной группы исследования были отмечены оперативные роды. Причем, с увеличением степени тяжести ПЭ возрастало количество операций кесарево сечение, которые были выполнены у 45 (11,9%) пациенток при «умеренной» ПЭ, у всех – при «тяжелой и у 24 (12%) – в контроле (табл. 3).

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что операции кесарево сечение, связанные с дисфункцией матки в родах были выполнены у 44,4% пациенток – с «умеренной» ПЭ, у 20,8% – в контроле, наличия рубца на матке - у 40% и 12,5%, соответственно, клинически узкого таза – у 15,6% и 66,7%, соответственно.

Следует особо отметить основные показания к операции кесарево сечение, которые были у пациенток с «тяжелой» ПЭ.

У  54% обследуемых тяжелая степень данной патологии сочеталась с декомпенсацией плацентарной недостаточности и высокими цифрами артериального давления, у каждой десятой – с преждевременной отслойкой нормально расположенной плаценты на фоне высокой протеинурии, у каждой третьей – с рубцом на матке после операции кесарево сечение. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты, сопровождающаяся обильным кровотечением, была отмечена у 6 пациенток на фоне высоких цифр артериального давления и тяжелой анемии.

Следует отметить, что половина пациенток с «тяжелой» формой ПЭ были «досрочно» родоразрешены в связи с тяжелым состоянием матери и плода в сроках от 31 до 36 недель беременности (в среднем 33,5+2,5 недель).

Таким образом, полученные данные исследования показали, что основными показаниями к операции кесарево сечение при «умеренной» ПЭ были аномалии родовой деятельности, при «тяжелой» - тяжелая степень данной патологии в сочетании с плацентарной недостаточностью, у пациенток контроля – клинически узкий таз. При этом, показатели оперативной активности при преэклампсии статистически достоверно (p=0,026) отличались от контроля, а значения контроля не превышали показателей в общей популяции.

Заключение. Основными осложнениями в родах у пациенток с ПЭ были дисфункции матки в виде первичной и вторичной слабости родовых сил. При увеличении степени тяжести ПЭ в 2,5 раза возрастало количество преждевременных и оперативных родов.

Таким образом, выявление осложнений родов при преэклампсии позволит определить критерии ранней и своевременной диагностики осложнений, чтобы оптимизировать акушерскую тактику и сроки родоразрешения. Поэтому оценка адаптивных возможностей организма у беременных обосновывает правомерность поиска особенностей между клиническими симптомами ПЭ и особенностями течения родового процесса при данной патологии.   

Следовательно, «ранняя» диагностика и лечение ПЭ позволит снизить количество осложнений в родах, а также приведет к минимуму количество преждевременного оперативного родоразрешения, что улучшит «отдаленный» прогноз.

Список литературы

  1. Камилова МЯ, Рахматуллоева ДМ, Давлятова ГК, и др. Ранние и поздние преэклампсии: течение беременности, родов и перинатальные исходы. Вестник Авиценны. 2016;4(69):34-38.
  2. Лемешевская ТВ. Преэклампсия: возможности прогнозирования в первом триместре беременности. Здравоохранение (Минск). 2017;7:48-56.
  3. Рыскельдиева ВТ, Бектемир кызы З. Родоразрешение при преэклампсии тяжелой степени (обзор литературы). Наука, новые технологии и инновации Кыргыстана. 2018;8:46-48.
  4. Мадолимова НХК, Турсунов ОАУ. Течение и исходы беременности и родов при преэклампсии. Биология и интегративная медицина. 2016;5:40-47. 
  5. Макаров ОВ, Волкова ЕВ, Джохадзе ЛС. Клинические аспекты преэклампсии. Российский вестник акушера-гинеколога. 2011;11(4):29-35.
  6. Марочко ТЮ, Сурина МН, Селезнева ДК, и др. Факторы риска преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты. Фундаментальная и клиническая медицина. 2017;2(3):42-45.
  7. Рябова ЕС, Баданова ЛМ. Особенности течения беременности у первородящих с преэклампсией. Вестник новых медицинских технологий. 2017;11(1):80-85.
  8. Сидорова ИС. Решеные вопросы и нерешенные проблемы преэклампсии в России (редакционная статья). Российский вестник акушера-гинеколога. 2015;15(2):4-9. 
  9. Сидорова ИС, Милованов АП, Никитина НА, и др. Тяжелая преэклампсия и эклампсия – критические состояния для матери и плода. Акушерство и гинекология. 2013;12:34-40.
  10. Адамян ЛВ, Артымчук НВ, Башмакова НВ, и др. Гипертензивные расстройства во время беременности, в родах и послеродовом периоде. Преэклампсия. Эклампсия. Клинические рекомендации (протокол лечения). Москва; 2016.
  11. Сидорова ИС, Никитина НА. Научно обоснованная система прогнозирования преэклампсии. Акушерство и гинекология. 2017;3:55-61. DOI: 10.18565/aig.2017.3.55-61
  12. Сидорова ИС, Никитина НА. Особенности патогенеза эндотелиоза при преэклампсии. Акушерство и гинекология. 2015;1:72-78.
  13. Сидорова ИС, Никитина НА. Предиктивный, превентивный подход к ведению беременных группы риска развития преэклампсии. Российский вестник акушера-гинеколога. 2014;14(5):44-49.
  14. Сидорова ИС, Никитина НА. Преэклампсия в центре внимания врaча-практика. Акушерство и гинекология. 2014;6:4-9. 
  15. Сидорова ИС, Никитина НА. Преэклампсия или гестоз: возможен ли компромисс? Продолжаем общественное обсуждение проблемы. Status Praesens. Гинекология, акушерство, бесплодный брак. 2013;2(13):17-24.
  16. Сидорова ИС, Никитина НА, Унанян АЛ. Проблемы снижения материнской смертности от преэклампсии и эклампсии (редакционная статья). Российский вестник акушера-гинеколога. 2017;17(4):4-6. DOI: 10.17116/rosakush20171744-6
  17. Сидорова ИС, Никитина НА, Филиппов ОС, и др. Состояние материнской смертности от преэклампсии и эклампсии в Российской Федерации в 2014 г. Что меняется в процессе анализа? Российский вестник акушера-гинеколога. 2015;15(6):4-11. DOI: 10.17116/rosakush20151564-11
  18. Сидорова ИС, Филиппов ОС, Никитина НА, и др. Причины материнской смертности от преэклампсии и эклампсии в России в 2013 году. Акушерство и гинекология. 2015;4:11-18.
  19. Сюндюкова ЕГ, Медведев БИ, Сашенков СЛ, и др. Структура акушерской патологии у беременных с преэклампсией. Человек. Спорт. Медицина. 2013;13(1):90-95.
  20. Сюндюкова ЕГ, Фартунина ЮВ. Особенности анамнеза, течения беременности и родов у женщин с преэклампсией. Врач-аспирант. 2015;72(5.2):252-261.