Особенности гериатрического статуса, определяющие направления геронтологической профилактики пациентов разного возраста в клиниках эстетической медицины
Aннотация
Актуальность: Все чаще и чаще первыми специалистами, которые становятся первичным звеном при обращении пациентов за медицинской помощью, становятся не терапевты, неврологи, кардиологи и другие, а врачи эстетической медицины – косметологи, дерматовенерологи, пластические хирурги. Цель исследования: Изучение особенностей гериатрического статуса, определяющие направления геронтологической профилактики, пациентов разного возраста в клиниках эстетической медицины. Материалы и методы: С целью составления представления о соматическом и гериатрическом статусах пациентов, нами были оценены следующие параметры: наличие динапении, нарушение статуса питания, наличие тревожности и развитие депрессивного синдрома. Нами было исследовано 164 пациента среднего возраста (средний возраст 49,4±2,1 лет) и 164 пациентов пожилого возраста (средний возраст 68,2±2,8 лет), находившихся под наблюдением врачей- косметологов. Также было исследование 104 пациента среднего возраста (средний возраст 46,3±1,9 лет) и 104 пациента пожилого возраста (средний возраст 66,9±2,0 лет), получивших медицинскую помощь уврачей-пластических хирургов. Результаты: Выявлено, что потеря аппетита у пациентов пожилого возраста имела статистически значимую сильную положительную корреляционную связь с неудовлетворенностью формой отдельных частей тела (r=+0,80, p<0,05), а неудовлетворительная мобильность у пациентов пожилого возраста статистически значимо корреллировала с отёчностью лица (r=+0,78, p<0,05). У пациентов среднего возраста имел место нормальный статус питания, в то время как у пациентов пожилого возраста был выявлен феномен недостаточности питания. У пациентов пожилого возраста депрессивный синдром имел статистически значимую сильную положительную корреляционную связь с неудовлетворенностью формой отдельных частей лица (r=0,92; p<0,05) и с преждевременным старением в виде морщин, увядания кожи и других внешних признаков (r=0,90; p<0,05). Заключение: У пациентов пожилого возраста отмечалась достоверная закономерность к снижению мотивации к питанию, что сопровождалось низкой оценкой состояния собственного здоровья и недостаточным статусом питания. Имеется высокая распространённость депрессивного синдрома среди пациентов пожилого возраста, получающих медицинскую помощь, оказываемую врачами - косметологами и врачами-пластическими хирургами, причем с усугублением степени по сравнению с пациентами среднего возраста.
Ключевые слова: гериатрический статус, врач-косметолог, врач пластический хирург, динапения, тревожно-депрессивный синдром, статус питания, клиника эстетической медицины
Введение. Все чаще и чаще первыми специалистами, которые становятся первичным звеном при обращении пациентов за медицинской помощью, становятся не терапевты, неврологи, кардиологи и другие, а врачи эстетической медицины – косметологи, дерматовенерологи, пластические хирурги [1-5].
В связи с этим, для улучшения качества оказываемой специализированной медицинской помощи врачами эстетической медицины необходимо оценить соматический и гериатрический статус обратившихся пациентов для дальнейшего формирования скринингового гериатрического подхода и улучшения качества оказываемой медицинской помощи [6-10].
Цель исследования. Изучение особенностей гериатрического статуса, определяющие направления геронтологической профилактики, пациентов разного возраста в клиниках эстетической медицины.
Материалы и методы исследования. С целью составления представления о соматическом и гериатрическом статусах пациентов, нами были оценены следующие параметры: наличие динапении, нарушение статуса питания, наличие тревожности и развитие депрессивного синдрома.
Нутритивный статус опеределялся нами по следующим параметрам: мотивация к приму пищи, характер и регулярность питания и антропометрические характеристики статуса питания, которые были изучены на основе валидизированного опросника Mini Nutritional Assessment (MNA) в двух частях [1, 11, 12], который является частью патентованной компьютерной программы «Оптимизация ухода в гериатрии в зависимости от степени старческой астении на основании специализированного гериатрического осмотра», представленной на сайте АНО «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология» (www.gerontolog.info) с автоматическим расчетом и обработкой полученных данных. Первая часть позволила получить информацию о физикальных данных, изменяющихся при синдроме мальнутриции или ему сопутствующим заболеваниям; вторая часть позволила дать оценку регулярности и качеству питания, факторам, которые могут влиять на пищевое поведение [13, 14, 15].
Сила мышц была определена при помощи кистевого динамометра, ориентировочная масса мышц была рассчитана по формуле: масса мышц = окружность плеча в области трицепса (см) – 3,14 Х толщина кожно-мышечной складки над трицепсом (см) [16, 17, 18].
Выраженность тревожности была выявлена при помощи теста Спилбергера-Ханина, которая имеет 2 подшкалы – личностную и ситуационную. При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31-44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.
Методика шкала депрессии Бека используется для диагностики уровня депрессии [19, 20].
У всех врачей и пациентов было взято информационное согласие на участие в данном исследовании. Каждый врач, принимающий участие в предыдущих этапах исследования, предоставил нам информацию о состоянии одного своего пациента среднего возраста (45-59 лет) и одного своего пациента пожилого возраста (60-74 лет), проведя оценку вышеперечисленных состояний у исследуемых.
Таким образом, нами было исследовано 164 пациента среднего возраста (средний возраст 49,4±2,1 лет, из них 105 женщин (64,0%) и 59 мужчин (36,0%)) и 164 пациентов пожилого возраста (средний возраст 68,2±2,8 лет, из них 116 женщин (70,7%) и 48 мужчин (29,3%)) от врачей- косметологов.
Также нами было исследование 104 пациента среднего возраста (средний возраст 46,3±1,9 лет, из них 88 женщин (84,6%) и 16 мужчин (15,4%)) и 104 пациента пожилого возраста (средний возраст 66,9±2,0 лет, из них 97 женщин (93,3%) и 7 мужчин (6,7%)) от врачей - пластических хирургов.
Результаты и их обсуждение. Оценка нутритивного статуса у пациентов разного возраста в клиниках эстетической медицины. При анализе позиций опросника первой части нами было отмечено, что изменения статуса питания у пациентов среднего возраста были обусловлены наличием психологических проблем, что составило 66,8±1,8 пациентов на 100 человек у врачей-косметологов и 77,7±1,3 пациентов на 100 человек у врачей-пластических хирургов, и наличием психологических стрессов, что составило 68,4±1,2 пациентов на 100 человек у врачей-косметологов и 60,2±1,1 пациентов на 100 человек у врачей-пластических хирургов, p<0,05 – разность показателей достоверна между пациентами среднего возраста и пациентами пожилого возраста. Данные приведены в таблице 1.
Среди пожилых пациентов увеличилась распространённость потери аппетита и неудовлетворительная мобильность, что составило 85,7±1,2 и 79,1±2,2, соответственно, пациентов на 100 человек у врачей-косметологов и 86,7±2,1 и 75,2±1,6, соответственно, пациентов на 100 человек у врачей-пластических хирургов, p<0,05 – разность показателей достоверна между пациентами среднего возраста и пациентами пожилого возраста.
Изменения психологического статуса у пациентов среднего возраста имели статистически значимую сильную положительную корреляционную связь со следующими синдромальными диагнозами, выставленными в предыдущих этапах исследования: сухая кожа (r=+0,82, p<0,05), неудовлетворенность формой отдельных частей лица (r=+0,76, p<0,05), отёчность (r=+0,75, p<0,05). Потеря аппетита у пациентов пожилого возраста имели статистически значимую сильную положительную корреляционную связь с неудовлетворенностью формой отдельных частей тела (r=+0,80, p<0,05), неудовлетворительная мобильность у пациентов пожилого возраста имели статистически значимую сильную положительную корреляционную связь с отёчностью (r=+0,78, p<0,05).
При анализе позиций опросника второй части нами было выявлено, что изменения статуса питания у пациентов среднего возраста были обусловлены низкой долей пациентов с достаточным употреблением белков, что составило 36,6±1,8 пациентов на 100 человек у врачей-косметологов и 35,7±1,3 пациентов на 100 человек у врачей-пластических хирургов, и низкой долей пациентов с удовлетворительной оценкой собственного здоровья, что составило 26,2±1,0 пациентов на 100 человек у врачей-косметологов и 22,2±0,1 пациентов на 100 человек у врачей-пластических хирургов, p<0,05 – разность показателей достоверна между пациентами среднего возраста и пациентами пожилого возраста. Данные приведены в таблице 2.
У пациентов пожилого возраста перечисленные позиции были еще ниже, чем у пациентов среднего возраста.
Среди пожилых пациентов достаточное потребление белков отмечалось только у 85,7±1,2 и 79,1±2,2, соответственно, пациентов на 100 человек у врачей-косметологов и 86,7±2,1 и 75,2±1,6, соответственно, пациентов на 100 человек у врачей-пластических хирургов, p<0,05 – разность показателей достоверна между пациентами среднего возраста и пациентами пожилого возраста. Удовлетворительная оценка собственного здоровья составила 26,2±1,0 пациентов на 100 человек у врачей-косметологов и 22,2±0,1 пациентов на 100 человек у врачей-пластических хирургов, p<0,05 – разность показателей достоверна между пациентами среднего возраста и пациентами пожилого возраста. Также необходимо отметить, что отмечалась низкая доля пациентов пожилого возраста с количеством основных блюд более трёх, что составило 22,1±1,4 пациентов на 100 человек у врачей-косметологов и 27,5±1,1 пациентов на 100 человек у врачей- пластических хирургов, p<0,05 – разность показателей достоверна между пациентами среднего возраста и пациентами пожилого возраста.
Недостаточное потребление белков у пациентов среднего возраста имели статистически значимую сильную положительную корреляционную связь со следующими синдромальными диагнозами, выставленными в предыдущих этапах исследования: отёчность (r=+0,85, p<0,05), неудовлетворенность формой отдельных частей тела (r=+0,82, p<0,05). Неудовлетворенность оценкой собственного здоровья у пациентов среднего возраста имела статистически значимую сильную положительную корреляционную связь с неудовлетворенностью формой отдельных частей тела (r=+0,82, p<0,05).
Недостаточное потребление белков у пациентов пожилого возраста имели статистически значимую сильную положительную корреляционную связь со следующими синдромальными диагнозами, выставленными в предыдущих этапах исследования: преждевременное старение в виде морщин, увядания кожи и других внешних признаков (r=+0,88, p<0,05), неудовлетворенность формой отдельных частей тела (r=+0,85, p<0,05). Неудовлетворенность оценкой собственного здоровья у пациентов пожилого возраста имела статистически значимую сильную положительную корреляционную связь с отечностью (r=+0,90, p<0,05), преждевременным старением в виде морщин, увядания кожи и других внешних признаков (r=+0,78, p<0,05).
Особое место занимают следующие полученные нами данные: у пациентов среднего возраста в среднем имел место нормальный статус питания – 27,6+0,9 баллов, что составило 68,7±1,0 пациентов на 100 человек, в то время как у пациентов пожилого возраста в среднем нами был выявлен феномен недостаточности питания – 18,1+1,4 балла, что составило 77,7±1,2 пациентов на 100 человек, p<0,05, разность показателей достоверна между пациентами среднего и пожилого возраста.
Таким образом, у пациентов пожилого возраста отмечалась достоверная закономерность к снижению мотивации к питанию, что сопровождалось низкой оценкой состояния собственного здоровья и недостаточным статусом питания.
Оценка динапении и массы мышц у пациентов разного возраста в клиниках эстетической медицины. При проведении исследования нами было выявлено, что феномен недостаточности питания как параметр геронтологического статуса имел достоверную положительную корреляцию с развитием динапении, то есть мышечной слабостью и не был связан с массой мышц, которая достоверно не изменялась. Нами был определен средний суммарный показатель правой и левой руки, измеряемый в килограммах.
Это подтверждается результатами, где среди пациентов врачей-косметологов и пациентов врачей- пластических хирургов, сила мышц у пациентов среднего возраста в 1,4 раза больше, чем у пациентов пожилого возраста, p<0,05, разность показателей достоверна между пациентами среднего возраста и пациентами пожилого возраста. Разницы между массой мышц у исследуемых групп пациентов обнаружено практически не было (таблица 3).
Развитие динапении при этом имело достоверную сильную положительную связь с феноменом недостаточности питания, (r=+0,82, p<0,05).
Оценка тревожности у пациентов разного возраста в клиниках эстетической медицины. При применении теста Спилбергера-Ханина нами было выявлено, что у пациентов среднего возраста в значительной степени выявляется тревожность лёгкой степени, p<0,05 – разность показателей достоверна между пациентами среднего возраста и пациентами пожилого возраста. Следует особо отметить, что степень тревожности у пациентов пожилого возраста возрастает и имеет наибольшую распространённость как умеренная. Данные приведены в таблице 4.
Ситуационная тревожность имела достоверную сильную положительную корреляцию с такими ощущениями опрошенных пациентов как «нахожусь в постоянном напряжении» (r=+0,92, p<0,05); «я не испытываю чувство внутреннего удовлетворения» (r=+0,98, p<0,05); «я взвинчен» (r=+0,78, p<0,05); «я нервничаю» (r=+0,88, p<0,05).
Оценка тревожности у пациентов разного возраста в клиниках эстетической медицины. Полученные нами данные по оценке депрессивного состояния приведены в таблице 5.
Нами было выявлено, что у пациентов среднего возраста в значительной степени отсутствовала депрессия. Следует особо отметить, что с возрастом степень депрессии резко нарастает. Так, у пациентов пожилого возраста лёгкая степень определялась у 42,1±2,8 пациентов на 100 человек у врачей-косметологов и 44,1±2,9 пациентов на 100 человек у врачей-пластических хирургов, p<0,05 –разность показателей достоверна между пациентами среднего возраста и пациентами пожилого возраста. Данные приведены в таблице.
Эти данные свидетельствуют о высокой распространённости депрессивного синдрома среди пациентов пожилого возраста, получающих медицинскую помощь, оказываемую врачами-косметологами и врачами- пластическими хирургами, причем с усугублением степени по сравнению с пациентами среднего возраста.
С помощью корреляционного анализа нам удалось выявть, что у пациентов пожилого возраста депрессивный синдром имел статистически значимую сильную положительную корреляционную связь с неудовлетворенностью формой отдельных частей лица (r=0,92; p<0,05) и с преждевременным старением в виде морщин, увядания кожи и других внешних признаков (r=0,90; p<0,05).
Заключение. Нами было выявлено, что потеря аппетита у пациентов пожилого возраста имели статистически значимую сильную положительную корреляционную связь с неудовлетворенностью формой отдельных частей тела (r=+0,80, p<0,05), неудовлетворительная мобильность у пациентов пожилого возраста имели статистически значимую сильную положительную корреляционную связь с отёчностью (r=+0,78, p<0,05). У пациентов среднего возраста в среднем имел место нормальный статус питания, в то время как у пациентов пожилого возраста в среднем нами был выявлен феномен недостаточности питания. Следовательно, нами получено, что у пациентов пожилого возраста отмечалась достоверная закономерность к снижению мотивации к питанию, что сопровождалось низкой оценкой состояния собственного здоровья и недостаточным статусом питания.
При проведении исследования нами было выявлено, что феномен недостаточности питания как параметр геронтологического статуса имел достоверную положительную корреляцию с развитием динапении (r=+0,82, p<0,05), то есть мышечной слабостью и не был связан с массой мышц, которая достоверно не изменялась.
При применении теста Спилбергера-Ханина нами было выявлено, что у пациентов среднего возраста в значительной степени выявляется тревожность лёгкой степени. Следует особо отметить, что степень тревожности у пациентов пожилого возраста возрастает и имеет наибольшую распространённость как умеренная.
Полученные нами данные также показали, что имеется высокая распространённость депрессивного синдрома среди пациентов пожилого возраста, получающих медицинскую помощь, оказываемую врачами-косметологами и врачами- пластическими хирургами, причем с усугублением степени по сравнению с пациентами среднего возраста.
С помощью корреляционного анализа нам удалось выявить, что у пациентов пожилого возраста депрессивный синдром имел статистически значимую сильную положительную корреляционную связь с неудовлетворенностью формой отдельных частей лица (r=0,92; p<0,05) и с преждевременным старением в виде морщин, увядания кожи и других внешних признаков (r=0,90; p<0,05).
Список литературы