16+
DOI: 10.18413 / 2313-8955-2014-1-2-4-11

АПЕЛИН КРОВИ У БОЛЬНЫХ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА И БЕЗ ТАКОГО В ДИНАМИКЕ КОМБИНИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ

Aннотация

Обследовано 40 больных гипертонической болезнью, из которых у 19 пациентов отмечался сопутствующий сахарный диабет 2 типа, до и после 12 недельной терапии олмесартаном и лерканидипином на фоне приема аторвастатина. Больные с сахарным диабетом 2 типа дополнительно получали метформин. Контрольную группу составило 10 практически здоровых лиц. Установлено, снижение уровней апелина у больных гипертонической болезнью с сахарным диабетом 2 типа в сравнении с группой контроля. Среди пациентов без сахарного диабета 2 типа уровни апелина крови зависят от величины диастолического артериального давления, параметров липидного обмена, размера левого предсердия, диаметра аорты. При наличии сахарного диабета 2 типа апелин крови коррелирует с уровнем диастолического артериального давления, продолжительностью гипертензии, показателем коэффициента атерогенности и размером левого предсердия. Среди больных с сопутствующим сахарным диабетом 2 типа отмечалось достоверное повышение уровней апелина после терапии в сравнении с его базальными уровнями. Полученные данные подтверждают участие эндогенного пептида апелина в процессах регуляции артериального давления, атерогенеза и патологического ремоделирования сердца у больных гипертонической болезнью как с сахарным диабетом 2 типа, так и без него.


Введение. Сочетание гипертонической болезни (ГБ) и сахарного диабета (СД) 2 типа остается одной из актуальнейших проблем медицины. Это связано, с одной стороны, с неуклонным ростом распространенности как ГБ и СД 2 типа, так и комбинации данных заболеваний, а с другой стороны тем, что  ГБ и СД 2 типа являются взаимно отягощающими заболеваниями, которые поражают общие органы мишени. Именно поэтому продолжаются поиски и изучение новых патогенетических факторов развития и прогрессирования, как ГБ, так и СД 2 типа.

К таким факторам относится целый ряд эндогенных пептидов, гормонов, цитокинов и адипокинов, которые вызывают особый интерес у ученых в последнее десятилетие.

Апелин - пептид, который классифицируется как адипокин и функционирует как медиатр кардиоваскулярного контроля, является функциональным антагонистом ренин-ангиотензиновой системы, регулирует сосудистый тонус, обладает выраженными инотропными и антиишемическими свойствами, может изменять электрофизиологические характеристики сердечной мышцы, способствует уменьшению реперфузионного поражения сердца при инфаркте миокарда, играет роль в развитии сердечной недостаточности, проявляет антиатерогенные свойства  [1, 9, 11, 14, 20].

Вместе с тем апелин влияет и на углеводный обмен, способствует утилизации глюкозы, уменьшает инсулинорезистентность [5, 17, 21]. Результаты ряда исследований указывают на то, что апелин может быть потенциальным кандидатом в поиске новых методов лечения СД 2 типа, инсулинорезистентности, метаболического синдрома, артериальной гипертензии, атеросклероза и сердечной недостаточности [2, 8, 12, 16].

За последнее десятилетие получено большое количество информации о роли апелина в развитии целого ряда сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе и ГБ, однако, данных о значении апелина в прогрессировании поражения сердечно-сосудистой системы при коморбитной патологии, в частности, при сочетании ГБ с СД 2 типа, крайне мало.

Цель работы. Установить уровни апелина в сыворотке крови у больных ГБ с СД 2 типа и без такого, проанализировать взаимосвязи данного пептида с клинико-диагностическими параметрами и оценить влияние комбинированной терапии на уровни апелина.

Материалы и методы исследования. Обследовано 40 больных ГБ 2-3 степени в возрасте от 42 до 70 лет (средний возраст (55,9±1,17) лет). Мужчин среди обследованных было 14 (35%), женщин - 26 (65%). Все пациенты проходили стационарное обследование и лечение в условиях специализированного отделения гипертензий и заболеваний почек ГУ «Национальный институт терапии имени Л.Т.Малой НАМН Украины», г. Харькова.

Определение стадии ГБ, ее степени и стратификацию по степеням общего риска осложнений проводили в соответствии с рекомендациями Европейского общества по гипертензии (ESH) и Европейского общества кардиологов (ЕSC) 2013 года [13].

Среди обследованных пациентов ГБ 2 степени определялась у 12 больных (30%), 3 степени – у 28 больных (70%). У всех больных была диагностирована ГБ ІІ стадии. Продолжительность гипертензии у обследованных пациентов отмечалась от 2 до 33 лет, средняя длительность составила (12,8 ± 1,43) лет. У 31 больного была выявлена отягощенная наследственность по артериальной гипертензии.

У 19 (47,5%) обследованных больных был диагностирован сопутствующий СД 2 типа. Средняя продолжительность СД 2 типа составила (4,1 ± 0,75) лет. У 4 больных (21%) СД 2 типа был выявлен впервые.

В исследование не включались больные с ГБ ІІІ стадии, симптоматическими артериальными гипертензиями, СД 1 типа, СД 2 типа вторично инсулинзависимым, острыми воспалительными процессами, острыми и тяжелыми заболеваниями почек, печени, крови, онкологическими заболеваниями.

Комплекс обследования включал общепринятые клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования. Измеряли такие антропометрические показатели как рост, масса тела, объем талии, объем бедер, рассчитывали индекс массы тела. В сыворотке крови определяли уровни общего холестерина, триглицеридов (ТГ), холестерина липопротеидов высокой плотности (ХС ЛПВП), холестерина липопротеидов очень низкой плотности (ХС ЛПОНП) с вычислением уровня холестерина липопротеидов низкой плотности (ХС ЛПНП) и коэффициента атерогенности (КА). Исследовали уровни гликемии натощак, инсулина с расчетом индекса инсулинорезистентности (HOMA-IR). Уровни апелина крови определяли иммуноферментным методом. Структурно-функциональные параметры сердца изучали с помощью эхокардиоскопического исследования в В и М-режимах по стандартной методике.

Обследованные пациенты были распределены на 2 группы - больные ГБ (n=21) и больные ГБ с сопутствующим СД 2 типа (n=19). Все больные получали 12-недельную комбинированную антигипертензивную терапию блокатором рецепторов ангиотензина ІІ олмесартаном (10-20 мг/сут) и дигидропиридиновым блокатором кальциевых каналов лерканидипином (10-20 мг/сут) на фоне гиполипидемической терапии аторвастатином (10-20 мг/сут). Больные ГБ с сопутствующим СД 2 типа дополнительно получали дополнительно антидиабетическую терапию метформином (1000-1500 мг/сут). Контрольную группу составили 10 практически здоровых добровольцев.

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием пакета программ обработки данных общего назначения Statistica for Windows версии 6.0.

Результаты исследования и их обсуждение. У больных ГБ с СД 2 типа выявлено достоверное снижение уровней апелина крови в сравнении с практически здоровыми лицами - 0,866 (0,442; 1,026) нг/мл против 1,087 (0,877; 1,297), р<0,05. Вместе с тем, у больных ГБ без СД 2 типа уровни данного пептида (0,884 (0,846; 1,038) нг/мл) достоверно не отличались от таковых в группе практически здорових лиц и у больных с сопутствующим СД 2 типа (рис. 1).

 

Рис.1 Уровни апелина крови у больных ГБ, ГБ с СД 2 типа и в группе контроля

Picture 1. Blood levels of apelin in patients with essential hypertension, hypertension and type 2 diabetes and in control group

Корреляционный анализ в группе больных ГБ выявил достоверные отрицательные взаимосвязи уровней апелина крови с объемом талии (R=-0,45, p<0,05), величиной диастолического артериального давления (R=-0,41, p<0,05), уровнями ТГ (R=-0,56, p<0,01), ХС ЛПОНП (R=-0,56, p<0,01), показателем КА (R=-0,56, p<0,001), размером левого предсердия (R=-0,48, p<0,05) и диаметом аорты (R=-0,46, p<0,05) по данным УЗИ и достоверную положительную связь с уровнем ХС ЛПВП (R=0,44, p<0,05).

Среди больных ГБ с сопутствующим СД 2 типа апелин крови достоверно положительно коррелировал с массой тела (R=0,71, p<0,01) и отрицательно - с продолжительностью  гипертензии (R=-0,56, p<0,05), уровнем диастолического артериального давления (R=-0,42, p<0,05), показателем КА (R=-0,56, p<0,01), размером левого предсердия (R=-0,51, p<0,05).

Указанная 12-недельная комбинированная терапия у больных ГБ с СД 2 типа и без такового оказывала выраженное антигипертензивное действие (достижение целевых уровней артериального давления в группе пациентов с СД 2 типа в 75% случаев, без СД 2 типа – в 80%). При этом достоверное изменение уровней апелина крови в динамике терапии отмечалось только среди больных ГБ с СД 2 типа. Так, среди данной категории пациентов отмечалось повышение уровней апелина с 0,866 (0,788; 0,992 ) нг/мл до 1,01 (0,886; 1,097) нг/мл, р < 0,05 (рис. 2)

 

Рис. 2. Уровни апелина в динамике терапии

Picture 2. Levels of apeline in dynamics of therapy

Полученные данные соотносятся с результатами исследований других ученых. Так, Erdem G. и соавт. (2008) показали, что больные СД 2 типа имеют более низкие уровни апелина в сравнении с практически здоровими лицами [6]. Так же, в эксперименте было показано, что экзогенный апелин улучшает углеводный метаболизм, снижает инсулинорезистентность и повышает утилизацию глюкозы [5], что косвенно подтверждает дефицит данного пептида при СД 2 типа. В то же самое время, есть данные, по которым уровни апелина у больных СД 2 типа более высокие в сравнении со здоровыми добровольцами с указанием на возможное компенсаторное повышение апелина в ответ на нарушение углеводного обмена [4, 18]. Стоит отметить, что эти показатели относятся к изолированному СД 2 типа, без указаний на сопутствующую артериальную гипертензию или другую сердечно-сосудистую патологию. Вместе с тем, по данным китайских ученых лица с СД 2 типа имеют более высокие уровни апелина, а при сочетании ГБ с СД 2 типа уже более низкие уровни, чем у практически здоровых лиц [21].

Зависимость уровней апелина от величины диастолического артериального давления подтверждает вазодилятационные свойства данного пептида, которые предположительно реализуются через  NO-зависимые механизмы [9, 14, 15]. Отрицательная корреляционная связь с продолжительностью гипертензии говорит о возможном истощении продукции апелина, которая может наблюдаться при длительном течении ГБ. Взаимосвязь апелина крови с параметрами липидного обмена, отрицательная корреляция с проатерогенными липидами и положительная – с антиатерогенными, подтверждают мировые данные о роли дефицита апелина в процессах развития дислипидемии и атерогенеза [12, 19].

Корреляционные связи уровней апелина крови со структурно-функциональными параметрами сердца, которые показаны в ходе данного исследования, могут свидетельствовать о вовлеченности данного пептида в процессы патологического ремоделирования левого предсердия и аорты. В ряде работ было указание на уменьшение уровней апелина у больных с фибрилляцией предсердий. Более того, исследователи отмечали зависимость эффективности антиаритмической терапии у данной категории больных от исходных уровней именно этого пептида [7, 10]. Одним из факторов, который влияет на риск развития мерцательной аритмии, является патологическое ремоделирование левого предсердия в виде расширения его полости. Полученная нами обратная зависимость уровней апелина от размеров левого предсердия может внести вклад в прогнозирование риска развития фибрилляции предсердий.

По немногочисленным данным антигипертензивная терапия вызывает повышение уровней апелина в сыворотке крови у больных ГБ. Более того, некоторые ученые предлагают использовать уровни апелина крови в качестве маркера оценки эффективности антигипертензивной терапии [3]. В нашем исследовании применялся дизайн с использованием комбинированной антигипертензивной терапии на фоне гиполипидемической терапии, а у больных с СД 2 типа с применением антидиабетической терапии. В связи с этим, оценить, какой компонент терапии оказал апелиномиметический эффект затруднительно. Поэтому перспективным является изучение уровней апелина в динамике терапии с применением разных групп антигипертензивных средств на фоне одинаковой гиполипидемической и антидиабетической терапии с увеличением количества  включенных пациентов.

Заключение. У больных ГБ с СД 2 типа в сравнении с группой здоровых добровольцев отмечается снижение уровней апелина в сыворотке крови, степень которого коррелирует с продолжительностью гипертензии и величиной диастолического артериального давления. Отрицательные корреляционные взаимосвязи апелина крови с проатерогенными липидами и положительные – с антиатерогенными, подтвержают наличие у апелина антиатерогенных свойств. У больных ГБ не зависимо от наличия СД 2 типа уровни апелина отрицательно коррелируют с размером левого предсердия, что указывает на зависимость процессов патологического ремоделирования сердца, в частности левого предсердия, от уровней данного пептида. Под влиянием 12-недельной терапии олмесартаном и лерканидипином на фоне приема аторвастатина и метформина у больных ГБ с СД 2 типа определяется достоверное повышение уровней апелина в сыворотке крови, что может быть дополнительным фактором, который способствует достижению целевых уровней артериального давления и нормализации метаболических показателей у данной категории больных.

Список литературы

1. Писаренко О.П., Серебрякова Л.И., Пелогейкина Ю.А. и соавт. Участие NO-зависимых механизмов действия апелина в защите миокарда от ишемического и реперфузионного повреждения // Кардиология. 2012. № 2. С. 52 - 58.

2. Barnes G., Japp A.G., Newby D.E. Translational promise of the apelin-APJ system // Heart. 2010. Vol. 96(13). P.1011-1016.

3. Baysal S.S. et al. Сhange in apelin level in response to treatment and relation with diastolic function in patients with newly diagnosed hypertension / Int.J.of Card. 163S1. 2013. S15-15.

4. Cavallo M.G., Sentinelli F., Barchetta I. et al. Altered glucose homeostasis is associated with increased serum apelin levels in type 2 diabetes mellitus // PLoS One. 2012. Vol.7(12). e51236.

5. Dray C., Knauf C., Daviaud D. et al. Apelin stimulates glucose utilization in normal and obese insulin-resistant mice // Cell. Metab. 2008. Vol. 8. P. 437 - 445.

6. Erdem G., Dogru T., Tasci I. et al. Low plasma apelin levels in newly diagnosed type 2 diabetes mellitus // Exp Clin Endocrinol Diabetes. 2008. Vol.116(5). P.289 - 92.

7. Falcone C., Buzzi M.P., Dangelo A. et al. Apelin plasma levels predict arrhythmia recurrence in patients with persistent atrial fibrillation // Int. J. Immunopathol. Pharmacol. 2010. Vol. 23. P. 917 - 925.

8. Isabelle Castan-laurell, Cédric Dray, Claude Knauf. Apelin, a promising target for type 2 diabetes treatment? // Trends in Endocrinology & Metabolism. – 2012. Vol. 23(5). P. 234-241.

9. Japp A.G., Cruden N.L., Barnes G. et al. Acute cardiovascular effects of apelin in humans: potential role in patients with chronic heart failure // Circulation. 2010. Vol. 121(16). P. 1818 - 1827.

10. Kallergis E.M., Manios E.G., Kanoupakis E.M. et al. Effect of sinus rhythm restoration after electrical cardioversion on apelin and brain natriuretic peptide prohormone levels in patients with persistent atrial fibrillation // Am J Cardiol. – 2010. Vol. 105(1). P. 90 - 94.

11. Koguchi W., Kobayashi N., Takeshima H. et al. Cardioprotective effect of apelin-13 on cardiac performance and remodeling in end-stage heart failure // Circ. J. 2012. Vol. 76(1). P. 137 – 144

12. Lv D., Li H., Chen L. Apelin and APJ, a novel critical factor and therapeutic target for atherosclerosis // Acta Biochim Biophys Sin (Shanghai). 2013.  Vol. 45(7). P. 527 - 533.

13. Mancia G., Fagard R., Narkiewicz K. et al. 2013 ESH/ESC Guidelines for the management of arterial hypertension: the Task Force for the management of arterial hypertension of the European Society of Hypertension (ESH) and of the European Society of Cardiology (ESC) // J Hypertens. 2013. Vol.31(7). P. 1281-1357.

14. Papadopoulos D.P., Mourouzis I., Faselis C. et al. Masked hypertension and atherogenesis: the impact of apelin and relaxin plasma levels // J Clin Hypertens (Greenwich). 2013.  Vol.15(5). P. 333-336.

15. Pitkin S.L., Maguire J.J., Bonner T.I. et al. International Union of Basic and Clinical Pharmacology. LXXIV. Apelin receptor nomenclature, distribution, pharmacology, and function // Pharmacol Rev.  2010.  Vol. 62(3).  P. 331-342.

16. Seyyed M. R. Kazemi-Bajestani, Vaibhav B. Patel, Wang Wang et al. Targeting the ACE2 and apelin pathways are novel therapies for heart failure: opportunities and challenges // Cardiology Research and Practice.  2012. Vol. 2012 (2012), Article ID 823193, 11 pages

17. Shiming Xu, Philip S. Tsao, Patrick Yue. Apelin and insulin resistance: another arrow for the quiver? // J Diabetes. 2011. Vol. 3(3).  P. 225–231.

18. Soriguer F., Garrido-Sanchez L., Garcia-Serrano S. et al.  Apelin levels are increased in morbidly obese subjects with type 2 diabetes mellitus // Obes Surg. 2009. Vol. 19(11). P. 1574-1580.

19. Tasci I., Dogru T., Nacharci I. et al. Plasma apelin is lower in patients with elevated LDL-cholesterol // Exp. Clin. Endocrinol. Diabetes.  2007.  Vol. 115 (7).  P. 428 - 432.

20. Tycinska A.M., Lisowska A., Musial W.J. et al. Apelin in acute myocardial infarction and heart failure induced by ischemia // Clin. Chim. Acta.  2012. Vol. 413(3-4). P. 406 - 410.

21. Zheng Tian-Peng, Guo Chang-Hui, Zhou Ting-Ting et al. The relationship between plasma apelin-12 level and hypertension, insulin resistance of type 2 diabetes mellitus patients // Chinese Journal of Gerontology. 2010.  Issue 4. P. 435-437.