ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Aннотация
Представлены результаты социологического опроса руководителей медицинских организаций о лекарственной политике, реализуемой в Омской области. Установлено, что большинство респондентов оценили как «хорошую» эффективность федеральной и региональной программ льготного лекарственного обеспечения (80% и 84% опрошенных соответственно). Лекарственное обеспечение бюджетных медицинских организаций 50% респондентов оценили как «скорее хорошо, чем плохо». Областные и целевые программы в данной сфере 42% опрошенных назвали полностью эффективными, а 10% − не вполне эффективными. Для совершенствования лекарственной политики в Омской области респонденты предложили увеличить финансирование только федеральной программы (38% опрошенных), увеличить финансирование и федеральной, и региональной программы (24%), увеличить ассортимент оказываемых услуг и ассортимент лекарственных средств для детей (по 8%) и др. Выявленные проблемы позволят разработать меры по повышению эффективности лекарственной политики, проводимой в регионе.
Ключевые слова: Лекарственная политика, эффективность, социологическое исследование, руководители медицинских организаций
Неотъемлемой частью деятельности государственной системы здравоохранения является реализация политики в сфере обращения лекарственных средств. Наиболее заметно лекарственная политика проявляется в сегменте льготного лекарственного обеспечения населения, связанного с государственными гарантиями лекарственной помощи самым уязвимым категориям пациентов во всех регионах нашей страны. В связи с этим территориальные органы управления здравоохранением должны систематически отслеживать ситуацию с реализацией государственных гарантий, чтобы своевременно предупреждать, выявлять и разрешать имеющиеся и потенциальные проблемы.
В Омской области на современном этапе в соответствии с федеральным и региональным законодательством лекарственными средствами по льготным рецептам обеспечиваются:
- отдельные категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (федеральные льготники);
- отдельные группы населения и лица, страдающие некоторыми категориями заболеваний (региональные льготники);
- граждане, страдающие заболеваниями из перечня 7 высокозатратных нозологий.
Помимо этого лекарственное обеспечение населения осуществляется в соответствии с действующими областными и целевыми программами (например, региональный проект «Онкология», долгосрочная целевая программа Омской области «Старшее поколение» и др.).
Мониторинг качества оказания льготной лекарственной помощи в регионе традиционно проводится путем проверок обоснованности и целесообразности назначения льготных лекарств в медицинских организациях, а также проверок аптечных организаций на предмет сроков обеспечения льготными лекарственными средствами и наличия отложенного спроса.
Перечисленными обстоятельствами обусловлена жесткая необходимость непрерывного поиска баланса между экономической и социальной стороной лекарственной политики в условиях ограниченных бюджетных средств, которые могут быть выделены на эти нужды государством и регионом, и при тенденции к росту, хотя и небольшому, числа граждан, отказавшихся от получения набора социальных услуг – 68,3% лиц, имеющих право на льготы, в 2010 г., 68,6% – в 2011 г., 70,3% – в 2012 г. и 70,4% – в 2013 г. [1].
В определенной степени достижению такого баланса может способствовать использование адекватного методического аппарата, позволяющего эффективно контролировать проведение лекарственной политики в конкретном регионе с учетом мнений самих пациентов, а также врачей, назначающих льготные лекарственные средства, и аптечных специалистов, отпускающих эти препараты.
В связи с вышеизложенным цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы изучить мнение руководителей медицинских организаций об эффективности выполнения государственных и региональных программ льготного лекарственного обеспечения для последующей разработки научно обоснованных мер по его совершенствованию на основе выявленных данных.
Материалы и методы
В исследовании использован социологический метод очного (письменного) анкетирования. Объектами исследования служили результаты статистической обработки анкет, полученных от участников опроса – 50 руководителей медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения региона Омская область (объем случайной выборки – 40% генеральной совокупности, следовательно, выборка репрезентативна).
Вопросы анкеты были сгруппированы в 4 блока, соответственно следующим параметрам:
- социально-демографические данные о респондентах;
- оценка (в баллах) деятельности органа управления в области льготного лекарственного обеспечения населения региона;
- оценка (в баллах) программ по льготному лекарственному обеспечению населения, действующих в Омской области;
- предложения по повышению эффективности реализуемых программ льготного лекарственного обеспечения (в свободной форме изложения).
Балльная оценка базировалась на качественно-количественной шкале, включавшей 7 градаций: «очень хорошо» – 3 балла, «хорошо» – 2, «скорее хорошо, чем плохо» – 1; «затрудняюсь с ответом» – 0; «скорее плохо, чем хорошо» – (-1); «плохо» – (-2); «очень плохо» – (-3 балла).
Основными статистическими показателями служили: доля (в процентах) респондентов, ответивших на вопрос; рассчитанная средняя оценка Хср. в баллах и заданные минимальные (Хср.min) и максимальные (Хср.max) средние оценки. Респонденты, затруднившиеся с ответом, из расчетов средней оценки исключались.
Результаты и обсуждение
По социально-демографическим характеристикам респонденты распределились следующим образом: мужчины – 81%, женщины – 19%; наибольшая группа по возрасту – 51-60 лет (60%), далее следует группа руководителей в возрасте 41-50 лет (33%) и свыше 60 лет (7%). Управленческий стаж более 10 лет выявлен у 72% опрошенных, 6-10 лет – у 20%, 0-5 лет – у 8%. Таким образом, подавляющее большинство опрошенных руководителей – врачи с солидным стажем работы по медицинской специальности, имеющие опыт управленческой деятельности, что позволяет считать их мнение достаточно компетентным.
При анализе ответов на вопросы второго блока анкеты установлено, что все опрошенные (100%) удовлетворены работой регионального органа управления здравоохранением. В числе приведенных аргументов отмечено следующее:
- министерство здравоохранения Омской области постоянно консультирует по вопросам лекарственного обеспечения;
- систематически предоставляет необходимую информацию, в том числе нормативную, по изучаемому направлению и другим аспектам медицинской деятельности;
- осуществляет действенный контроль;
- своевременно и регулярно проводит аттестацию специалистов и т.д.
Количественная оценка работы органа управления в баллах позволила дифференцировать мнения опрошенных следующим образом:
- «очень хорошо» (3 балла) оценили работу 26% респондентов;
- «хорошо» (2 балла) – 64%;
- «скорее хорошо, чем плохо» (1 балл) – 4%;
- «скорее плохо, чем хорошо» (-1 балл) – 0%;
- «плохо» (-2 балла) – 0%;
- «очень плохо» (-3 балла) – 0%;
- затруднились с ответом (0 баллов) – 6%.
В результате расчетов средняя оценка Хср. составила +2,23 балла при минимально возможной Хср.min =-3 балла и максимальной Хср.max =+3 балла. Таким образом, большая часть опрошенных оценила работу регионального органа управления здравоохранением как хорошую.
На следующей стадии исследования проанализированы мнения респондентов об эффективности действующих в регионе программ по льготному лекарственному обеспечению.
Установлено, что эффективность федеральной программы государственных гарантий респонденты в целом оценили более высоко, чем региональной. Оценку «очень хорошо» и «хорошо» (3 и 2 балла соответственно) в случае федеральной программы поставили 94% опрошенных, а в случае региональной – 90%; «скорее хорошо, чем плохо» - соответственно 6% и 8% (рис. 1). C оценкой региональной программы затруднились 2% респондентов. Отрицательные оценки для обеих программ отсутствовали.
В среднем федеральная программа льготного лекарственного обеспечения оценена руководителями медицинских организаций на 2,08 балла, региональная – на 2,06 балла при минимально возможной средней оценке Хср.min =-3 балла и максимальной Хср.max =+3 балла.
Причины более низкой оценки эффективности региональной программы отчасти раскрывают ответы респондентов на последующие вопросы, представленные в данном блоке анкеты. Так, на вопрос «Как вы оцениваете лекарственное обеспечение лечебно-профилактических учреждений по региональной программе» 50% опрошенных выбрали градацию «скорее хорошо, чем плохо» весом в 1 балл (рис. 2).
Рисунок 1. Распределение оценок эффективности федеральной (ФП) и региональной (РП) программ льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО) в Омской области (2013 г.; 50 респондентов)
Figure 1. The distribution of efficiency estimations for Federal and Regional Programs of preferential drug provision in Omsk Region (2013; 50 respondents)
Рисунок 2. Оценка лекарственного обеспечения медицинских организаций по региональной программе в Омской области
(2013; 50 респондентов)
Figure 2. The estimation of health care institutions drug provision by the Regional Program in Omsk region (2013; 50 respondents)
Хорошей и очень хорошей считают региональную программу 40% и 4% респондентов соответственно.
Расчетный средний показатель оценки лекарственного обеспечения медицинских организаций в рамках территориальной программы подтвердил данные распределения, составив 1,51 балла при минимально возможной средней оценке Хср.min =-3 балла и максимальной Хср.max =+3 балла.
Таким образом, одной из причин более низкой оценки эффективности региональной программы льготного лекарственного обеспечения по сравнению с эффективностью федеральной программы может быть недостаточная удовлетворенность опрошенных руководителей региона ситуацией с лекарственным обеспечением подведомственных им медицинских организаций.
В современных реалиях российской системы здравоохранения важную роль в эффективном лекарственном обеспечении играет формулярная система, используемая медицинскими организациями региона. В своей работе ею руководствуются практически все работники медицинских организаций.
Проведенный нами анализ ответов респондентов показал, что более половины опрошенных оценили формулярную систему, действующую в Омской области, как «хорошую» – 51% руководителей – и «очень хорошую» – 4% (рис. 3).
Рисунок 3. Оценка формулярной системы в медицинских организациях Омской области (2013; 50 респондентов)
Figure 3. The estimation of the formulary system in health care institutions of Omsk region (2013; 50 respondents)
Вместе с тем средняя оценка, рассчитанная по ответам на данный вопрос, составила 1,98 балла, т.е. ниже 2 баллов, соответствующих градации «хорошо», при минимально возможной средней оценке Хср.min =-3 балла и максимальной Хср.max =+3 балла. Тот факт, что 8% опрошенных затруднились с ответом, указывает, по нашему мнению, на имеющиеся недостатки разработанной в регионе формулярной системы и необходимость их устранения.
Изучение мнения респондентов об эффективности областных и целевых программ, содержащих компонент «лекарственное обеспечение», показало, что о существовании таких программ знают 88% (44 чел.) опрошенных. Эффективность функционирования областных и целевых программ в сфере здравоохранения 42% респондентов оценили как «очень хорошую», а 10% − как «хорошую». Примечательно, что 36% опрошенных затруднились с ответом. Данный факт связан, скорее всего, с тем, что названные программы непосредственно не затрагивали медицинский профиль организаций, возглавляемых респондентами. Вместе с тем он указывает также на недостаточное информирование медицинских специалистов о результатах реализации областных и целевых программ, функционирующих в регионе.
При анализе ответов на 4-й блок анкеты были выявлены две группы предложений респондентов, относящихся к оптимизации лекарственной политики в Омской области:
- предложения по повышению доступности лекарственных средств;
- предложения по совершенствованию федеральной и региональной программы льготного лекарственного обеспечения.
По мнению опрошенных, доступность лекарственных средств можно повысить путем принятия таких мер:
- увеличение количества аптек (4% ответов);
- снижение цен на лекарственные средства (36%);
- внедрение системы социального страхования (14%).
Предложен также ряд других мер, в том числе увеличение производства качественных отечественных лекарственных препаратов, увеличение социального пособия социально не защищенным слоям населения с тем, чтобы пациенты сами могли приобретать лекарства.
Суть предложений к федеральной и региональной программе была практически одинаковой и сводилась в основном к увеличению объемов финансирования и расширению ассортимента лекарственных средств.
Так, за увеличение финансирования только в рамках федерального программы льготного лекарственного обеспечения высказались 38% опрошенных, за увеличение финансирования только региональной программы – 8%. Увеличить финансирование, в том числе подушевое, и федеральной, и региональной программы предложили 24% респондентов. Полученные данные позволяют предположить, что эффективность этих программ, оцененная ранее респондентами, вероятно, обусловлена не столько объемом выделенных бюджетных средств, сколько другими факторами, возможно – организационного характера, на что должно быть обращено внимание регионального органа управления здравоохранением.
Кроме того, опрошенные руководители медицинских организаций предложили:
- в рамках федеральной программы расширить оказание услуг (УЗИ, рентгенодиагностика), региональной – увеличить тарифы на одного человека – 8% респондентов;
- в рамках обеих программ увеличить ассортимент лекарственных средств для детей – 8%;
- по обеим программам увеличить лекарственный ассортимент в соответствии со стандартами медицинской помощи – 10%;
- для федеральной и региональной программы – увеличить социальное пособие и сделать его одинаковым для федеральных и региональных льготников – 4% респондентов.
Таким образом, социологический опрос руководителей медицинских организаций позволил выявить доминантные проблемы по вопросам льготного лекарственного обеспечения и лекарственной политики в Омской области, прежде всего – проблему недостаточной эффективности программ, реализуемых в данной сфере на региональном уровне.
Список литературы