ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ СТРАТЕГИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ С ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНЬЮ
Aннотация
В статье приведены данные оценки психологического статуса пациентов вибрационной болезнью различной формы и степени выраженности. Всего в исследование включен 141 пациент с вибрационной болезнью от воздействия локальной и общей вибрации. Изучение психологического статуса проводилось с помощью копинг теста Лазаруса и опросника SF 36 на базе отделения профпатологии ГБУЗ СО «СМЧС №5 Кировского района». В результате исследования проанализированы и описаны основные копинг стратегии пациентов с вибрационной болезнью. Проведены межгрупповые сравнения параметров копинг теста. Для пациентов с вибрационной болезнью выявлены неадаптивные копинг стратегии: «конфронтация», «принятие ответственности», «бегство – избегание», «планирование». Кроме того, произведена оценка параметров качества жизни. Выявлено, что по всем исследуемым показателям качество жизни пациентов с вибрационной болезнью хуже, чем в группе контроля. Проанализированы показатели физического и психического компонента здоровья. Выявлено, что снижение параметров качества жизни обусловлено в основном за счет показателей, входящих в физический компонент здоровья.
Ключевые слова: вибрационная болезнь, локальная вибрация, общая вибрация, качество жизни, SF 36 опросник, копинг стратегии, копинг тест Лазариуса, психологический статус
Введение Вибрационная болезнь занимает одно из ведущих мест среди заболеваний у работающих на предприятиях машиностроения, в металлургической, горнодобывающей, строительной промышленности, в различных отраслях сельского хозяйства [1 - 4].
Оценка психоэмоционального статуса в клинике профессиональных болезней в настоящее время приобретает все большое значение. Имеются данные, что возраст пациента и его психологический статус имеют большее значение при оценке трудоспособности [5]. Отмечается негативное влияние вибрации на когнитивные функции пациента [6]. Одной из задач, требующих когнитивных усилий, является совладание с жизненными трудностями: преодоление, или уменьшение отрицательных последствий - это целенаправленное социальное поведение или копинг стратегии [7]. При исследовании качества жизни у пациентов с вибрационной болезнью имеются данные, что раньше всего изменяются показатели у таких шкал, как «боль», «общее здоровье», «жизнеспособность», «социальное функционирование» [8]. Кроме того, низкие баллы по шкалам: «влияние физического состояния на ролевое функционирование», «влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование» и «жизненная активность» указывают на повышенную утомляемость [9].
Цель исследования изучить особенности психологического статуса пациентов с вибрационной болезнью от различного вида вибрационного воздействия.
Методы исследования Исследование проводилось на базе областного центра профпатологии ГБУЗ СО «Самарская медико-санитарная часть №5 Кировского района». Всего в исследование включено 141 человек с вибрационной болезнью различной формы и степени выраженности. Все пациенты были разделены на 4 группы в зависимости от вида вибрационного воздействия и степени тяжести заболевания. В первую группу вошло 55 человек с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации. Во вторую группу вошли 82 человека с диагнозом вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации. Группа контроля состояла из 60 человек, работающих на различных предприятиях и учреждениях, не имеющих контакта с вибрацией.
Исследование копинг стратегий проводилось с помощью копинг теста Лазариуса. Данный тест предназначен для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга [10].
Исследование качества жизни проводилось с помощью опросника SF-36. Результаты интерпретировались следующим образом: чем выше сумма балов, тем лучше качество жизни, кроме «обратных» показателей: ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, интенсивность боли, ролевое функционирование, обусловленное психическим состоянием. Баллы по каждой шкале суммировались и рассчитывалось среднее значение и его ошибка.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы STATISTICA 6.0. Сравнения групп проводили по критериям t Стьюдента и Манна-Уитни-Вилкоксона. В работе приведены среднее арифметическое и его ошибка. Критическое значение уровня значимости принимали равным 0,05.
Полученные результаты
При исследовании особенностей поведения в трудных жизненных ситуациях с помощью копинг теста Лазариуса у пациентов с вибрационной болезнью выявлены следующие особенности. У пациентов с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации средний балл по шкале «конфронтация» составил 7,52±0,39, что достоверно (р=0,004) выше, чем результат контрольной группы (6,00±0,33). У пациентов с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации средний балл по шкале «конфронтация» составил 12,47±0,32, это достоверно (р<0,001) выше, чем в контрольной группе. При сравнении групп пациентов с вибрационной болезнью от воздействия локальной и общей вибрации между собой выявлено, что у пациентов с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации среднее значение по шкале «конфронтация» достоверно выше, чем у пациентов с локальной вибрацией. Таким образом, пациенты с вибрационной болезнью, имеющие превышение по показателю «конфронтация», обладают средним адаптационным потенциалом. Их поведение при решении проблем не всегда целенаправленное.
При анализе данных по шкале «дистанцирование» выявлено, что средний балл у пациентов с вибрационной болезнью от воздействия локальной (9,70±0,37) и общей вибрации (9,62±0,30) свидетельствует о пограничном состоянии адаптационного потенциала. Таким образом, для всех пациентов с вибрационной болезнью характерно занижение значимости трудноразрешимых ситуаций и обесценивание собственных переживаний.
По шкале «самоконтроль» получены следующие данные. В первой исследуемой группе средний балл по шкале «самоконтроль» составил 11,04±0,46, что достоверно превышает значение данного показателя в контрольной группе (р<0,001). При анализе данных у пациентов второй группы по шкале «самоконтроль» средний балл составил 12,49±0,39, что также достоверно выше, чем в контрольной группе (р<0,001). Кроме того, достоверная разница получена между группами пациентов с вибрационной болезнью от локальной и общей вибрации. Таким образом, у пациентов с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации и общей вибрации наблюдается средний адаптивный потенциал.
При анализе данных по шкале «поиск социальной поддержки», выявлено, что у пациентов первой (10,06±0,45) и второй групп (10,86±0,33) средний балл недостоверно выше, чем в контрольной группе. Таким образом, по данной шкале наблюдается средний адаптационный потенциал, для пациентов характерно пограничное состояние, они способны использовать внешние ресурсы для решения своих проблем, однако в недостаточной степени, также для них характерны чрезмерные ожидания по отношению к окружающим.
При анализе шкалы «принятие ответственности» у больных с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации (7,22±0,26) и у пациентов с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации (12,91±0,29) средний балл достоверно выше, чем в контрольной группе. Таким образом, у пациентов исследуемых групп данная копинг стратегия имеет средний уровень напряженности и свидетельствует о пограничном состоянии личности. Для них характерно склонность к чрезмерной самокритике и неудовлетворенность собой, что приводит к развитию депрессивных состояний.
При анализе ответов пациентов по шкале «бегство-избегание», выявлено, что в исследуемых группах сумма баллов достоверно (р<0,001) выше, чем результат контрольной группы. Характер выявленных изменений по данной шкале позволяет сделать вывод, что для пациентов с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации и для пациентов с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации характерен пограничный уровень напряженности данной копинг стратегии.
При анализе шкалы «планирование» выявлено, что у пациентов с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации результат по данной шкале составил 11,91±0,41 и достоверно (р<0,001) отличался от результата контрольной группы. В группе пациентов с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации результат составил 13,00±0,28, это достоверно выше чем результат, полученный в контрольной группе (р<0,001) и достоверно больше, чем результат, полученный от пациентов с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации без разделения по степеням тяжести (р=0,023). Таким образом, у пациентов с вибрационной болезнью воздействия локальной вибрации данная стратегия находится на пограничном уровне, у пациентов с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации наблюдается выраженная дезадаптация по данному показателю. Для пациентов характерна чрезмерная рациональность, отсутствие интуитивного подхода к решению проблемы.
При анализе ответов, полученных по шкале «положительная переоценка» у пациентов первой группы (результат 9,76±0,48) и второй группы (результат 10,40±0,32), средний балл не имел достоверной разницы с контрольной группой. Данная копинг стратегия имеет среднюю степень напряженности, следовательно, пациенты с вибрационной болезнью испытывают трудности в переосмыслении ситуации для личностного роста, у них наблюдается недооценка собственных возможностей в решении ситуации.
При анализе показателей качества жизни выявлены следующие особенности. У больных с вибрационной болезнью от воздействия как локальной, так и общей вибрации наблюдается достоверное (р<0,001) снижение среднего балла по всем шкалам опросника.
Так, у пациентов с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации по шкале «физическое функционирование» средний балл составляет 44,54±2,64, что свидетельствует об ограничении физического состояния пациента его заболеванием. Ограничение физической активности пациентов, входящих во вторую исследуемую группу еще больше (средний балл составляет 36,45±2,10). По шкале «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» у пациентов первой и второй исследуемых групп средний балл составляет 11,57±2,78 и 9,88±1,95 соответственно, что свидетельствует об усилении влияния боли на повседневную деятельность пациентов с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации. Результаты, полученные при анализе шкалы «интенсивность боли» свидетельствуют о более выраженном болевом синдроме и его влиянии на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома, у пациентов с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации 30,36±1,39. Анализ оценки больными своего состояния здоровья и перспектив лечения в группе больных с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации низкая и составляет 35,54±1,48 балла. У пациентов с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации средний балл по данной шкале еще ниже и составляет 33,7±1,29 балла.
Жизненная активность пациентов находится ниже среднего уровня и свидетельствует об истощении сил и энергии пациентов. Так, в первой исследуемой группе средний балл по данной шкале составил 40,93±2,13 балла, а во второй – 39,42±1,6 балла. Социальное функционирование, обусловленное психическим состоянием, страдает меньше у пациентов первой группы, средний балл составляет 58,80±2,46, чем у пациентов второй исследуемой группы (56,58±2,20). При оценке степени, влияния эмоционального состояния на выполнение работы или другой повседневной деятельности, выявлено значительное снижение среднего балла как у пациентов с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации (24,06±4,44), так и у пациентов с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации (22,85±3,03). Средний балл по шкале «психическое здоровье» у пациентов первой и второй группы составляет 48,67±1,81 и 49,77±1,63 соответственно и занимает промежуточное значение, что свидетельствует об отсутствии тяжелых депрессий и тревоги.
В заключении рассчитывались показатели, характеризующие физический и психический компонент здоровья. Физический компонент здоровья был выше у пациентов с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации и составил 31,79±0,76 баллов и 29,57±0,57 у пациентов с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации. Психический компонент здоровья был приблизительно одинаков в двух исследуемых группах и составил 34,03±1,04 в первой группе и 34,17±0,78 во второй группе. При сравнении двух групп больных достоверная разница (р<0,05) в показателях отмечалась по шкалам «физическое функционирование» и «физический компонент здоровья».
Таблица 1
Копинг стратегии пациентов вибрационной болезнью от воздействия локальной и общей вибрации
Table 1
Сoping strategies of patients with vibration disease caused by local and general vibration
| Контрольная группа | Вибрационная болезнь от воздействия локальной вибрации | Вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации | р контр- лок вибр | р контр- общ вибр | р локальная- общая |
Конфронтация | 6,00±0,33 | 7,52±0,39 | 12,47±0,32 | 0,004 | <0,001 | <0,001 |
Дистанционирование | 8,65±0,41 | 9,70±0,37 | 9,62±0,30 | 0,062 | 0,054 | 0,856 |
Самоконтроль | 8,07±0,29 | 11,04±0,46 | 12,49±0,39 | <0,001 | <0,001 | 0,019 |
поиск социальной поддержки | 9,73±0,38 | 10,06±0,45 | 10,86±0,33 | 0,584 | 0,028 | 0,142 |
принятие ответственности | 5,68±0,31 | 7,22±0,26 | 12,91±0,29 | <0,001 | <0,001 | <0,001 |
бегство-избегание | 6,05±0,44 | 9,81±0,40 | 12,71±0,35 | <0,001 | <0,001 | <0,001 |
Планирование | 9,92±0,36 | 11,91±0,41 | 13,00±0,28 | <0,001 | <0,001 | 0,023 |
положительная переоценка | 10,98±0,42 | 9,81±0,48 | 10,40±0,32 | 0,069 | 0,262 | 0,301 |
р 0-1 достоверность различий между контрольной группой и пациентами с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации без разделения по степеням тяжести.
р 0-2 достоверность различий между контрольной группой и пациентами с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации без разделения по степеням тяжести
р 1-2 достоверность различий между пациентами с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации без разделения по степеням тяжести и пациентами с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации без разделения по степеням тяжести
Таблица 2
Качество жизни пациентов с вибрационной болезнью
Table 2
The quality of life of patients with vibration disease
| Контрольная группа | Вибрационная болезнь от воздействия локальной вибрации | Вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации | р0-1 | р0-2 | р1-2 |
PF- физическое функционирование | 89,55±1,42 | 44,54±2,64 | 36,45±2,10 | <0,001 | <0,001 | 0,014 |
RP- ролевое функционирование, обуславливающее физическое состояние | 75,83±3,76 | 11,57±2,78 | 9,88±1,95 | <0,001 | <0,001 | 0,797 |
BP -интенсивность боли | 77,07±2,90 | 35,15±2,33 | 30,36±1,39 | <0,001 | <0,001 | 0,181 |
GH -общее состояние здоровья | 67,52±2,05 | 35,54±1,48 | 33,70±1,29 | <0,001 | <0,001 | 0,226 |
PH- физический компонент здоровья | 52,17±0,81 | 31,79±0,76 | 29,57±0,57 | <0,001 | <0,001 | 0,030 |
VT -жизненная активность | 64,83±1,82 | 40,93±2,13 | 39,42±1,60 | <0,001 | <0,001 | 0,479 |
SF- социальное функционирование | 78,75±2,46 | 58,80±2,46 | 56,58±2,20 | <0,001 | <0,001 | 0,295 |
RE- ролевое функционирование, обусловленное психическим состоянием | 77,17±3,76 | 24,06±4,44 | 22,85±3,03 | <0,001 | <0,001 | 0,837 |
MH -психическое здоровье | 67,47±2,05 | 48,67±1,81 | 49,77±1,63 | <0,001 | <0,001 | 0,636 |
MH -психический компонент здоровья | 47,87±1,07 | 34,03±1,04 | 34,17±0,78 | <0,001 | <0,001 | 0,920 |
р 1-2 достоверность различий между контрольной группой и больными с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации
р 1-3 достоверность различий между контрольной группой и больными с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации
р 2-3 достоверность различий между больными с вибрационной болезнью от воздействия локальной вибрации и больными с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации
Заключение
Для пациентов с вибрационной болезнью выявлены неадаптивные копинг стратегии: «конфронтация», «самоконтроль», «принятие ответственности», «бегство - избегание», «планирование». Преобладание неадаптивных стратегий свидетельствует о выраженной дезадаптации пациентов, склонности к депрессивным состояниям. Кроме того, выявлена динамика изменения перечисленных показателей в зависимости от вида вибрационного воздействия.
Под воздействием производственной вибрации происходит изменение всех показателей, характеризующих качество жизни, вне зависимости от вида производственной вибрации, что свидетельствует о значительном влиянии заболевания на физический и психический статус пациента. Выявлено, что качество жизни пациентов с вибрационной болезнью от воздействия общей вибрации хуже.
Список литературы
1. Сааркопель, Л.М. Здоровье рабочих горно-добывающей промышленности России - актуальная проблема медицины труда/ Л.М. Сааркопель, И.М. Коновалов// материалы научной конференции, посвященной 120 летию ФНЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана. Здравоохранение Российской Федерации. 2011. №5. С.3
2. Бабанов, С.А. Вибрационная болезнь. Оптимизация диагностических и лечебных мероприятий: монография/ С.А. Бабанов, Н.В. Вакурова, Т.А. Азовскова.- Самара: ГБОУ ВПО СамГМУ: ООО «Офорт», 2012. 158 с
3. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные болезни. Руководство для врачей.- М.- «Бином. Лаборатория знаний». 2011. 422 с.
4. Мухин Н.А., Косарев В.В., Бабанов С.А., Фомин В.В. Профессиональные болезни.- М.-«Гэотар-медиа». 2013. 496 с.
5. Edlund, M. Physical capacity and psychological mood in association with self-reported work ability in vibration-exposed patients with hand symptoms/ M .Edlund, L. Gerharrdsson, M. Hagberg// Jornal of Occupational Medicine and Toxicology.- 2012.- Volume 7, Issue 1, Article number22.
6. Ганович, Е.А. Дисфункция когнитивно-мнистической сферы при вибрационной болезни у горнорабочих Кузбасса/ Е.А. Ганович, В.А. Семенихин// Медицина труда и промышленная экология. 2011. №12. С. 43-48.
7. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010 - 294 с.
8. Сорокина Е.В. Качество жизни и хронический болевой синдром при вибрационной болезни: дис…. канд. мед. наук: 14.02.04/ Е.В. Сорокина.- 2013.
9. Сухова, А.В. Вопросы повышения качества жизни у больных с профессиональными заболеваниями/ А.В. Сухова, В.А. Кирьяков// Санитарный врач. 2011.№6. С.32-36.
10.Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3. С. 93-112.