16+
DOI: 10.18413 / 2313-8955-2015-1-2-21-29

КИБЕРМЕТРИЯ ТИПОВ АДАПТАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ СОЦИОЛОГИИ ИНВАЛИДНОСТИ

Aннотация

В статье отражены основные результаты авторского киберметрического исследования маркеров адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве методологической основы исследования обосновываются концепции и подходы к социальной адаптации инвалидов, существующие в рамках феноменологической парадигмы. Сообщения людей с инвалидностью в социальных медиа рассматриваются как маркеры социальной адаптации данной категории населения в виртуальном пространстве. Результаты киберметрического и контент-анализа сообщений инвалидов в социальных медиа отражают специфику восприятия адаптации людьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные адаптационные стратегии и схема разработки словарей данных типов для дальнейших киберметрических исследований данной предметной области. Особое место уделено проблеме методов сбора эмпирической информации в сфере социологии инвалидности и обоснованию киберметрии как значимого метода получения неспровоцированной информации в масштабе Big Data (больших данных). В заключении приводятся основные выводы, проблемы указанного направления исследования и возможные пути их решения.


Введение

Социология инвалидности в последнее время развивается как динамичная отрасль социологического знания в рамках социологии медицины. Само появление этих отраслей в корпусе социологической науки свидетельствует об особом понимании социологами дисфункциональных состояний, болезни, инвалидности. В частности, социология инвалидности исходит из определения ограниченных возможностей здоровья (инвалидности) как био-психо-социального феномена. Такое понимание этого явления стало возможным благодаря трудам российских и зарубежных исследователей проблемы инвалидности. В частности, становлению социологии инвалидности способствовали исследования интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и создание безбарьерной среды для их жизнедеятельности, а также идеи их социальной независимости, которые развиты в работах М.М. Айшервуд [1], Е.В. Воеводиной [2], Г.М. Иващенко [3], Л.М. Ким [3], Э.К. Наберушкиной [4],  Е.Р. Ярской-Смирновой [5, 6] и др. За рубежом особая роль в развитии рассматриваемого направления исследований принадлежит теории дискриминируемого меньшинства, теории стигматизации и социальной эксклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья (М.Р. Нарио-Реймонд [7], Ч. Олдмен [8], М. Оливер [9], С. Полидано [10] и мн. др.). Эти концепции и подходы создали фундамент для понимания адаптации инвалидов как процесса реализации различных видов социальной активности, обусловленного социальной средой и происходящего в условиях таких феноменов, как социальная стигматизация и стреотипизация людей с ограниченными возможностями здоровья.

Киберметрия адаптационных типов как направление социологии инвалидности нацелена на поиск и анализ маркеров адаптационных стратегий инвалидов, представленных в социальных медиа. Значимость этого метода наряду с традиционными методами сбора эмпирической информации объясняется возможностью оперировать с большими данными, а также объективным характером фактуальных сведений, полученных в условиях неспровоцированной ситуации создания сообщений людьми с инвалидностью, а также здоровым большинством о людях с ограниченными возможностями здоровья.

Основная часть

Цель работы – разработать методику киберметрии адаптационных стратегий инвалидов и апробировать ее с применением онлайн сервиса для мониторинга социальных сетей.

Материалы и методы исследования.

 Методами исследования служили

- контент-анализ сообщений форума “Disability.ru” (сплошной анализ сообщений темы форума «Взаимодействие с обществом»);

- киберметрический анализ с применением онлайн сервиса для мониторинга социальных сетей IQBuzz  (блоггохостинги «ВКонтакте», ««Twitter»», «Facebook», глубина выгрузки 01.01.2013 – 01.01.2015, объем выгрузки - 50 031 сообщений).

Результаты исследования и их обсуждение.

 Эмипрической основой разработки инструментария контент-анализа и киберметрии адаптационных стратегий служили результаты авторского исследования  состояния, специфики и результативности процесса социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, полученных в ходе полуформализованных интервью, проведенных в период с 2010 г. по 2012 г. в городах областного значения (региональных центрах) ЦФО: Туле, Калуге, Орле (выборочная совокупность репрезентативна по возрасту и полу людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статистическими данными и  составила 1134 человека, предельная ошибка выборки – 5%).

Одним из результатов данного исследования служило выявление 4 стратегий социальной адаптации инвалидов. Данная типологизация осуществлена посредством  кластерного анализа с помощью таблиц объединения (К-Means Cluster SPSS for Windows 17.0). Основа кластеризации – матричная структура индикаторов – включает объективные и субъективные показатели социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Совмещение в исследовательской схеме объективных индикаторов, фиксируемых количественной стратегией анализа, и субъективных, интерпретируемых в ходе качественного анализа данных открытых вопросов, позволило увеличить эвристический потенциал типологизации и содержательно описать типы социальной адаптации изучаемой категории населения.  

В соответствии с результатами кластеризации в параграфе охарактеризованы 4 типа социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья: «абсолютная адаптация»; «субъективная адаптация», «субъективная дезадаптация», «дезадаптация». Исследование показало, что наиболее распространена дезадаптация как вид адаптационной стратегии, она характерна для 34% людей с ограниченными возможностями здоровья. Соцально-демографические контуры данного типа – пожилые женщины, имеющие первую и вторую группы инвалидности. Данный тип характеризутся реверсивной экономической стратегией, социальной пассивностью и не использованием (или игнорированием) ресурсов социального компьютинга в процессе социальной адаптации.

Субъективную дезадаптацию как тип социальной адаптации реализует 31% людей с ограниченными возможностями здоровья, для которых характерны защитная адаптационная стратегия в экономическом поведении, утилитарные установки в формировании социальных контактов. Социально-демографический портрет рассматриваемого типа социальной адаптации – мужчины и женщины предпенсионного и пожилого возраста, имеющие вторую и третью группы инвалидности.

Субъективной адаптации как типа социальной адаптации придерживаются 26% опрошенных людей с ограниченными возможностями здоровья, которые активно используют ресурсы киберадаптации (социальной инклюзии с помощью Интернета и других телекоммуникационных средств). Данный тип социальной адаптации характерен для людей обеих гендерных групп молодого и среднего возраста, имеющих инвалидность по причине заболевания опорно-двигательного аппарата.

Наименее распространена «абсолютная адаптация» как вид социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, которая выявлена лишь у 9% изучаемой общности. Данный тип адаптационной стратегии характеризуется инновационным экономическим поведением: занятостью и самозанятостью; активностью во всех сферах обществнной жизни; совмещением оффлайн и онлайн стратегий социальной адаптации. Этот тип социальной адаптации свойствен молодым людям, имеющим рабочие группы инвалидности.

Данные типы служили ориентиром поиска цифровых маркеров в социальных медиа, то есть словоупотреблений, указывающих на реализацию того или иного типа социальной адаптации инвалидов. С одной стороны, это будет служить контрольным методом для уточнения достоверности результатов традиционной стратегии исследования, с другой – позволит получить дополнительную информацию о способах самовыражения,  самоидентификации и восприятия адаптации людьми с инвалидностью.

Анализ сообщений форума Disability.ru помимо указанных результатов кластерного анализа основывался на изучении предварительно выявленных концептов, включающих вербализируемые инвалидами личностные качества и способности, указывающие на позитивную социальную идентификацию; индивидуальные особенности, свидетельствующие о негативной социальной идентификации, а также общую оценку сообщения на предмет выраженной в нем позитивной или негативной самоиндентификации.

Необходимо отметить, что сообщений, отнесенных нами к числу высказываний, указывающих на позитивную социальную идентификацию, оказалось менее трети от общего числа анализируемых сообщений темы форума (29%). В таблицу 1 помещены конкретные индивидуальные свойства и способности, идентифицируемые людьми с ограниченными возможностями здоровья как свои позитивные качества.

Таблица 1

Личностные качества и способности, вербализируемые людьми с ограниченными возможностями здоровья как собственные жизненные ресурсы в сообшениях интернет-форума Disability.ru (на 10 января 2014 г.)

Table 1.

Personal qualities and abilities of people with disabilities in the Internet messages Disability.ru (January 10, 2014)

Качества и способности

Удельный вес, %

Умение не обращать никакого внимания на дискриминационное отношение со стороны окружающих

17

Умение приспособиться к любым жизненным условиям

15

Разумность, рассудительность, интеллект, мудрость

28

Доброта, отзывчивость, установка на взаимопомощь, доверие, терпимость

13

Целеустремленность, оптимизм, настойчивость в достижении желаемого

27

Итого

100%

 

Из таблицы 1 видно, что основную ставку в условиях ограниченных возможностей здоровья люди делают на развитие умственных способностей. Очевиден некий сублимационный механизм социальной адаптации: установка на повышение интеллектуальных качеств в условиях нетипичной внешности и ограничений здоровья.

Анализ представленного распределения позволил установить, что участники форума довольно высоко оценивают свой интеллектуальный потенциал и испытывают статусную поддержку от возможности продемонстрировать на форуме свои взгляды и рассуждения. Практически такую же высокую значимость для позитивной самоидентификации имеют для инвалидов качества целеустремленности, настойчивости и оптимизма. Подчеркнем, что эти качества декларировались людьми как индивидуальные приобретения в связи с получением инвалидности.

Особый практический смысл имеет для нашего исследования доля участников форума, указавших на умение игнорировать дискриминационные проявления со стороны социального окружения. Эта почти пятая часть сообщений свидетельствует о серьезной проблеме социальной адаптации изучаемой общности — негативных внешних субъективных условиях, выражающихся в низком уровне культуры здорового большинства в обращении с людьми, имеющими ограничения здоровья и распространенности социальных стереотипов, заблуждений и дискриминационных представлений общества о таких людях. В этих условиях вполне понятна ставка людей с инвалидностью на декларируемое безразличие и умение не замечать неадекватное отношение к себе со стороны окружающих.

В число жизненно важных качеств позитивных самоидентификантов, согласно данным таблицы, входит умение приспособиться к любым условиям. Это и понятно, ведь сущностной характеристикой жизни в условиях ограниченных возможностей здоровья является адаптация к этому состоянию. И, наконец, еще одной значимой группой качеств для лиц с позитивной самоидентификацией является доброта, отзывчивость, терпимость, установка на взаимопомощь и доверие. В этой части сообщений, репрезентирующих указание на перечисленные качества как жизненные ресурсы в условиях ограниченных возможностей здоровья, подчеркивается, что формирование способностей к сопереживанию, готовности оказать помощь ближнему и доверять людям связано именно с обретением статуса инвалида.

Все указанные вербализируемые в сообщениях форума качества и способности составляют семантическое ядро адаптантов и субъективных адаптантов, для которых характерна активная стратегии жизни в условиях ограничений здоровья и позитивная самоидентификация.

Исходя из этого, следует говорить о киберпространстве как о наиболее благоприятной адаптационной среде, создающей инвалидам условия для реализации различных форм виртуальной социальной активности и самопрезентации. С другой стороны, это может объясняться численным доминированием адаптантов и субъективных адаптантов в киберпространстве.

Еще одним свидетельством того, что глобальная сеть обладает более  благоприятными условиями для самовыражения и самоидентификации инвалидов, служат результаты киберметрии. Исследование показало, что дискурс инвалидности в пространстве Рунета имеет иные черты в сравнении с таковыми пространства традиционных масс-медиа. Использование метода киберметрии социальных медиа с применением онлайн сервиса IQBuzz позволило осуществить выгрузку 50 031 русскоязычных сообщений с упоминанием людей с ограниченными возможностями здоровья, транслируемые в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook» и «Twitter» в течение периода с 1 января 2013 г. по 1 января 2015 г.

Использование киберметрии предполагало возможность автоматизированного анализа больших данных без формирования выборочной совокупности, а также изучение неспровоцированной информации, создаваемой людьми вне ситуации исследовательского вопроса, а потому более объективной, достоверной и искренней.

Согласно данным киберметрии 95% сообщений с упоминанием людей с инвалидностью имеют нейтральную тональность, т.е. свободно от дискринимационных терминов и неадекватных стеретипов об этих людях (рис. 1).

Рисунок 1. Тональность сообщений с упоминанием людей с инвалидностью в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook» и «Twitter» в течение периода с 1 января 2013 г. по 1 января 2015 г., в абс. величинах.

Figure 1. The colour of messages mentioning people with disabilities in the social networks "VKontakte», «Facebook» and «Twitter» during the period from 1 January 2013 to January 1, 2015, abs. values.

 

Согласно данным киберметрического исследования, виртуальное пространство Рунета является более психологически комфортной средой для адаптаци людей с ограниченными возможностями здоровья. Это можно объяснить тем, что киберпространство является более доступной для реализации социальной активности средой для изучаемой общности, и авторство определенной части сообщений принадлежит самим людям с инвалидностью.

Удельный вес сообщений по фазам (месяц) изучаемого периода показывает, что количественное распределение релевантных исследованию сообщений фактически константное и колеблется в пределах 4,1–4,7% в месяц от общего числа сообщений за два года. Это говорит об отсутствии в глобальном электронном пространстве эффекта так называемой «социальной ниши», которая отводится для людей с ограниченными возможостями в традиционных масс-медиа в специальный период (неделя инвалидов) и о том, что в социальных сетях представленность (репрезентация) людей с инвалидностью является равномерной и стабильной.

Таким образом, киберпространство социальных сетей служит альтернативной возможностью конструирования позитивного дискурса инвалидности и проявления социальной субъектности людям с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

 Исследование показало перспективность и высокий эвристический потенциал комбинирования традиционных опросных методов социологического исследования и киберметрии адаптационных стратегий инвалидов. Именно киберметрия как метод, с помощью которого возможно получить неспровоцированную информацию от людей, имеющих зачастую социально-психологические барьеры в непосредственной коммуникации, способствует объективному пониманию субъективных смыслов, вкладываемых инвалидами в восприятие адаптации.

 Основной перспективой данного исследования служит дальнейшая разработка и апробация словарей адаптационных стратегий инвалидов, позволяющая выявить удельный вес пользователей с инвалидностью, реализующих различные типа социальной адаптации, а также описать специфику их социальной активности и восприятие состояния ограниченных возможностей здоровья.

Поддержка (благодарности).

Исследование реализовано в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ «Выявление взаимосвязи развития политических систем и Интернет-коммуникации» ГЗ 2816 на 2014 – 2016 г.г

Список литературы

  1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: монография. М.: Моск. соц. ин-т, 1991. 122 с.
  2. Воеводина Е.В. Стигматизация студентов-инвалидов и адаптационные стратегии российских вузов: монография. М.: ФИРО, 2012. 90 с.
  3. Иващенко Г.М., Ким Е.Н. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в московском городском клубе «Контакты-1». М.: Клуб «Контакты-1»; НИИ семьи, 1997. 69 с.
  4. Наберушкина Э.К. Социальное пространство инвалидности: формирование доступной среды: монография. Саратов: Наука, 2009. 158 с.
  5. Ярская-Смирнова Е.Р. Женщины и инвалидность: испытания на прочность / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина //Социологические исследования. 2009. № 5. С. 70-76.
  6. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальные изменения и мобилизация ресурсов: жизненные истории российских инвалидов //INTER , 2002. № 1. С.39-54.
  7. Nario‑Redmond M.R. Cultural stereotypes of disabled and non-disabled men and women: Consensus for global category representations and diagnostic domains / M.R. Nario‑Redmond // Brit. j. of social psychology. Leicester, 2010. №3. P. 471- 488.
  8. Oldman Ch. Later life and the social model of disability: A comfortable partnership? // Ageing a. society. Cambridge, 2002. № 6.
  9. Oliver M. Disability Politics: Understanding Our Past, Changing Our Future.. L.: Routledge, 1996.
  10. Polidano C. Participation in and completion of vocational education and training for people with disability. Melbourne: Melbourne inst. of applied econ. a. social research, 2010. 28 p.