ФАРМАКОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРАПИИ АЛЛЕРГИЧЕСКОГО РИНИТА
Aннотация
В статье представлены результаты фармакоэкономического анализа ассортимента лекарственных средств для терапии аллергического ринита в лечебно-профилактических учреждениях города Белгорода. Выявлены терапевтически эффективные и экономически выгодные комбинации групп препаратов для лечения данной нозологии.
Ключевые слова: фармакоэкономический анализ, ассортимент, частота спроса, денежные затраты, контент-анализ
Аллергический ринит (АР) - одно из самых распространённых аллергических заболеваний взрослых и детей [3,6].
Типичные симптомы АР: чихание, ринорея, затруднение носового дыхания и зуд часто сочетаются с глазными симптомами, особенно у пациентов с повышенной чувствительностью к пыльцевым аллергенам [4,8,9].
Несмотря на то, что аллергический ринит составляет большинство случаев хронического ринита, перечень других возможных причин хронического насморка достаточно велик [5,6,7].
В настоящее время фармакотерапия АР предусматривает использование значительного количества ЛС. Из-за большого разнообразия ЛП на фармацевтическом рынке России, и врач, и пациент, страдающий ринитом, испытывают затруднения при назначении и выборе ЛС.
Актуальным является анализ назначений ЛС при лечении АР с позиций фармакоэкономики и формирования списков ЛП оптимальных с точки зрения «фармакотерапевтическая эффективность - цена» для врачей поликлиник [10].
Основными фармакологическими группами для лекарственной терапии аллергического ринита являются антигистаминные препараты и интраназальные глюкокортикостероиды [1,2].
Цель исследования: фармакоэкономический анализ ассортимента лекарственных средств (ЛС) для терапии аллергического ринита.
Объекты исследования: 124 амбулаторных карт пациентов, находящихся на амбулаторном лечении в поликлинике № 1 г. Белгорода с диагнозом АР в период с января по октябрь 2015 года.
Методы исследования: контент-анализ, структурный, графический, ABC- анализ, функционально – стоимостной анализ.
Результаты и их обсуждение: Рост заболеваемости аллергическим ринитом наблюдается в начале мая и держится на протяжении трех месяцев.
Установлено, что более 60% пациентов составляют трудоспособную часть населения (рис.1). Поэтому для сокращения экономических затрат особенно важно проводить рациональную терапию аллергического ринита.
Рис. 1. Градация больных по возрасту и полу, %
Fig. 1. Grading of patients according to age and gender, %
На первом этапе с помощью контент-анализа амбулаторных карт пациентов сформирован информационный массив лекарственных средств, назначаемых при АР в амбулаторных условиях, который включает 14ЛП по МНН, 19 торговых наименований, количество упаковок ЛП – 51.
Проведен структурный анализ ассортимента ЛС [10] по АТХ-классификации. Выявлено, что структуру ассортимента формируют 4 группы ЛС, применяемых для лечения аллергического ринита. Среди них лидирующую позицию занимают «Антигистаминные препараты системного действия» (R06), на которую приходится 52,6% в общем объеме ассортимента ЛС. На втором месте - «Деконгестанты и другие назальные препараты» (R01)- 26,3% по количеству наименований, на третьем месте «Глюкокортикостероиды», они занимают 15.8%.
На следующем этапе исследования проведен АВС - анализ ассортимента лекарственных средств с целью ранжирования лекарственных препаратов по частоте назначений.
В ходе анализа рассчитан коэффициент назначения (Кн) путем определения доли назначений каждого препарата. Ранжирование ЛП проведено по степени убывания Кн.
Определение групп по частоте назначения осуществлено по принципу Парето с определение частоназначаемых (А), средненазначаемых (В), редконазначаемых (С) препаратов (табл. 1).
Таблица 1
Результаты АВС-анализа ассортимента по частоте
назначений ЛС при АР у взрослых в условиях поликлиники
Table 1
The results of ABC-analysis of assortment according to the frequency of drugs prescriptions in adults with AR in clinics
Группа | Значение Кн | Кол-во наименований ЛС |
А (частоназначаемые) | 27,6-9,8 | 7 |
В (средненазначаемые) | 9,79-3,93 | 8 |
С (редконазначаемые) | Менее 3,92 | 4 |
Так, выявлено, что к «частоназначаемой» группе «А» относятся 7 ЛП (Кн от 27,6 до 9,8): Цетрин 10 мг №30, Эриус 5 мг №10, Зодак 10 мг №30, Зиртек 10 мг №7, Кромогексал 15 мл, Аква Марис 30 мл, Виброцил 15 мл.
«Средненазначаемую группу «В» формируют 8 ЛП (Кн 9,79-3,93): Кларитин 10 мг №30,Тафен 50 мкг/доза 10 мл, Лоратадин 10 мг №30, Диазолин100 мг №10, Телфаст 120 мг №10, Синупрет 100 мл, Кестин 20 мг №10, Долфин №30.
«Редконазначаемую» группу «С» составляют 4 ЛС с Кн менее 3,92: Супрастин 25 мг №20, Насобек200доз, Тавегил 1 мг № 20, Лазолван рино 10 мл.
На следующем этапе исследования проведен АВС-анализ ассортимента ЛС по денежным затратам, связанным с приобретением ЛП на курс лечения.
Информационной базой о стоимости лекарственных препаратов служили прайс-листы фармацевтических дистрибьюторов региона: ЗАО НПК «Катрен» г. Воронеж и ЗАО ЦВ «Протек» г. Курск, а так же программное обеспечение «Аналит-фармация»
Сумма затрат определена как произведение стоимости ЛС и числа упаковок ЛС на курс лечения за выбранный промежуток времени. С целью сегментирования ассортимента ЛС по затратам на приобретение назначенных врачом ЛС при АР осуществлено ранжирование ЛП с выделением групп препаратов: высокозатратные (А), среднезатратные (В), низкозатратные (С) (табл.2).
Таблица 2
Результаты АВС-анализа ассортимента ЛС по затратам на курс лечения у взрослых в условиях поликлиники
Table 2
The results of ABC-analysis of assortment of drugs cost per treatment in adults in clinics
Группа | Кол-во ЛП | Затраты на курс лечения, руб. | Удельный вес, % |
А (высокозатратные) | 7 | 5380,38 | 50,23% |
В (среднезатратные) | 8 | 4119,948 | 38,27% |
С (низкозатратные) | 4 | 1238,42 | 11,50% |
Итого | 19 | 10738,748 | 100% |
Установлено, что группу «высокозатратных» ЛС формируют 7 препаратов, удельный вес которых в общих затратах составляет 50,3%. К этой группе относятся препараты: Эриус 5 мг №10, Кромогексал 15 мл, АкваМарис 30 мл, Виброцил 15 мл, Тафен 10 мл, Телфаст 120 мг №10,Кестин 20 мг №10.
В группу «среднезатратных» входят 5 ЛС, на которые приходится38,7% в общих затратах. Такие препараты как: Кларитин 10 мг №30, Синупрет №50, Долфин№30, Лазолван рино 10 мл.
Группу «низкозатратных» составляют 7 ЛС с долей в общих затратах 11,5%. Среди них: Цетиризин 10 мг №30, Зодак 10 мг №30, Лоратадин 10 мг №30, Диазолин 100 мг №10, Супрастин 25 мг №20, Насобек 200 доз, Тавегил 1 мг №20.
Выводы. Таким образом, в ходе анализа определена структура ассортимента ЛС, назначаемых для лечения АР в амбулаторных условиях, выявлены группы препаратов повышенного спроса, а также осуществлена сегментация ассортимента по затратам на курс лечения. Результаты положены в основу разработки формулярных списков ЛС для лечения аллергического ринита.
Список литературы
1. ARIA. Аллергический ринит и его влияние на бронхиальную астму. Аллергология. 2001. 3: 43-56.
2. Бородин А.И., Овчинников Э.М. Эколого-экономические проблемы техногенного воздействия загрязнения на заболеваемость населения. Фармакоэкономики. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2012. 1: 28-29.
3. Зайцева О.В. Качество жизни пациентов с аллергическими заболеваниями. Основные принципы эффективной и безопасной терапии. Руководство для врачей. М. 2009; 70 с.
4.Ильина Н.И. Стандарты диагностики и лечения аллергических заболеваний: аллергический ринит. Consillium medicum. 2002. Том 1. №2: 84-89
5. Лусс Л.В. Выбор антигистаминных препаратов в лечении аллергических и псевдоаллергических реакций. Российский аллергологический журнал.2009.№1.С.1-9.
6. Лопатин А.С. Аллергический ринит: определение, классификация, дифференциальная диагностика. Русский медицинский журнал. 2002; 3.
7. Лопатин А.С., Гущин И.С., Емельянов А.В. и др. Клинические рекомендации по диагностике и лечению аллергического ринита. Медицинский консилиум.2001;Прил.: с.33-48.
8. Недельская С.Н., Бессикало Т.Г. /Аллергия и антигистаминные препараты. Медицинский журнал «Новости медицины и фармации» 2007. №20(228): 3-4.
9. Туровский А.Б., Мирошниченко Н.А., Кудрявцева Ю.С. Аллергический ринит. Диагностика и лечение. Независимое издание для практикующих врачей.-2013.№6.
10. Хейг П., Хейг Н., Морган К.Э. Маркетинговые исследования на практике: основные методы изучения рынка. Пер. с англ. Днепропетровск.2005;312с.