БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
Aннотация
В данной статье представлены результаты маркетингового исследования ассортимента биологически активных добавок (БАД) на Российском рынке. Дана классификация и характеристика БАД. Биологически активные добавки к пище - это композиция натуральных или идентичных натуральным биологически активным веществам, предназначенным для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения пищевого рациона витаминами, минералами, пищевыми волокнами и др. БАДы к пище чаще всего имеют животное, растительное, или минеральное происхождение, а также могут быть получены химическими или биотехнологическими способами (приказ МЗ РФ № 117 от 15.04.1997 г. "О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище"). БАДы в отличие от лекарственных средств оптимизируют работу внутренних органов и систем организма в пределах физиологических норм, потому что состоят из натуральных или близких по составу ингредиентов. БАДы или биокорректоры находят всё большую распространённость в питании разных слоев населения. Причем явление это характеризует как Россию, так и другие экономически развитые страны. Одной из основных причин применения биологически активных добавок являются значительные нарушения качества и структуры питания современного человека. Биологически активные добавки стремительно заполняют российский аптечный рынок, занимая второе место после лекарственных препаратов. Кроме того, около 20 % производителей БАД являются производителями лекарств. Таким образом, в статье нашло подтверждение убеждение, что биологически активные добавки могут расширить аптечный ассортимент, тем самым увеличивая удовлетворенность посетителей аптечных учреждений, улучшая качество фармацевтической помощи населению.
Введение.
Население с высокоразвитой индустрией стремятся к здоровому образу жизни, они открыты ко всему, что делает их здоровыми. В связи с этим индустрия производящая продукты питания переориентировалась на производство товаров с новыми качествами, нацеленными на улучшение здоровья [12, 13].
В современной медицине уделяется большое внимание связи между состоянием здоровья человека и структурой питания, которое может быть как средством насыщения и источником энергии, так и фактором физиологическогосостояниячастей организма, способствуя повышению иммунного ответа на влияние различных неблагоприятных воздействий окружающей среды [8, 14].
Человечеству в современных условиях очень трудно сделать оптимальным и соответствующим нормам потребления свой рацион питания, который нельзя увеличивать бесконечно путём увеличения потребления пищи. Значительная часть нутрициологов считает, что решение данного вопроса возможно в применении БАД, которые в своём составе содержат натуральные: витамины и витаминоподобные вещества, аминокислоты и жирные кислоты, минералы и другие, полезные и нужные питательные вещества [1, 2, 9].
Накопленные в нашем государстве и в других странах сведения о пищевых добавках однозначно подтверждают, что при дефиците витаминов, минералов, пищевых волокон и других необходимых веществ неизменно приведёт к минимизации резистентности, которая способна перейти в болезни, как анемия, гипо - и авитаминозы, рахит у детей, остеопороз. Вместе с тем пища нашего поколения в своём составе имеет значительно больше животных жиров и углеводов, которые вместе с гиподинамией способствуют процессам ожирения и возникновению вместе с ним сопутствующих сердечно-сосудистых, опорно-двигательной системы и других заболеваний.
В связи с технической революцией, произошедшей в ХХ веке, снизились энергетические затраты человека до уровня 2500 ккал в сутки. Данное количество энергии соответствует небольшому объему пищи, который в свою очередь не может удовлетворить в полной мере физиологические запросы человека.
Отечественный и мировой опыт показывает, что наиболее экономичный и быстрый путь для оптимизации пищевого рациона, является использование специально разработанных биологически активных добавок. Для расширения ассортимента различных групп питания эти вещества входят в состав традиционных продуктов питания.
В 1994 году в России впервые появились БАД, с этого момента их перестали регистрировать, как лекарственные средства, их стали относить к отдельной группе. Активно продвигать биологически активные добавки начали с 1998 года, предполагая, что эта группа товаров станет однойперспективнейших групп, участвующих в коррекции пищевого статуса человека [1, 2, 4].
Биологически активные добавки - пограничная структура между пищевыми продуктами и лекарственными средствами. С одной стороны, БАД - нелекарство и не средство для лечения, с другой стороны, БАД - не пища, а совокупность биологически активных веществ в определенной форме, позволяющих человеку дополнить свой рацион недостающими или недостаточными в его диете жизненно важными веществами, а при длительном применении — предупреждать те или иные заболевания [2,7].
Для предметного изучения, среди биологически активных добавок выделяют три базовые составляющие: нутрицевтики, парафармацевтики и эубиотики.
1. Нутрицевтики - это БАД, используемые для оптимизации структуры употребляемой пищи, в том числе и химической.
2. Парафармацевтики - это БАД, используемые с профилактической целью, а также поддержания макроорганизма в надлежащей форме.
3. Эубиотики - это БАД имеющие в своём составе микроорганизмы, которые способны оптимизировать структуру и активность микрофлоры ЖКТ [6, 8].
Вторая классификация по целям использования. Биологически активные добавки подразделяются на три группы:
- дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ при нарушениях жирового, белкового, углеводного, витаминного, а также других видов обмена веществ при патологических функциональных состояниях организма;
- для улучшения или нормализации функций органов и систем организма индивидуума, как самостоятельно, так и в составе продуктов, которые оказывают общеукрепляющее, мочегонное, тонизирующее, седативное и другие действия при различных функциональных состояниях;
- для профилактики различных заболеваний, нормализации микрофлоры ЖКТ, в качестве сорбентов и др.
Биологически активные добавки к пище, могут производиться не только на предприятиях пищевой промышленности, но и на предприятиях фармацевтической и биотехнологической промышленности. Биологически активные добавки могут производиться в различных лекарственных формах: в виде порошков, таблеток, экстрактов, отваров, настоев, бальзамов, сухих и жидких концентратов, сиропов, настоек и др.[5, 7].
Рынок БАД существовал еще с конца 19 века, но только около двадцати лет назад он начал очень интенсивно развиваться. США являются наикрупнейшим потребителем и производителем биологически активных добавок. Европа производит 30% от мирового объема и занимает второе место, являясь крупнейшим производителем. Более 65% европейцев постоянно употребляют БАД. Япония производит около 18% мирового рынка, однако японцы по потреблению занимают первое место, так как более 90% населения страны употребляют биологически активные добавки [5, 10, 11].
Жизненный ритм в котором сегодня живёт человек не оставляет и малейшего сомнения в необходимости увеличения ассортимента биологически активных добавок. Медицина доказала эффективность БАДов и их положительное влияние на здоровье человечества.
Поэтому, в основе сегодняшних знаний о питании должна быть доктрина приемлемого питания, которая предусматривает обязательность и необходимость полного покрытия потребностей человека как в энергии, эссенциальных микро - и макронутриентах, но также и в других важных минорных не относящихся к пище структур, значение и перечень которых мы не можем считать досконально установленными и изученными.
Цель исследования: проанализировать ассортимент биологически активных добавок на фармацевтическом рынке России.
Материалы и методы: в ходе исследования использованы методы экономико-статистического анализа, маркетинговых исследований и контент-анализ.
Исследование основано на нормативно-правовых актах Министерства здравоохранения РФ и аналитических отчетах маркетинговых компаний (DSM Group, Research Rethink React).
Результаты и их обсуждение: на первом этапе исследования проведен анализ рынка БАД соответственно официальному классификатору, который чётко отражает его реалии [3].
По итогам анализа рейтинг возглавляет группа «БАД, действующие на организм в целом» –27,1%, в состав которой входят витаминные и общеукрепляющие средства. Второе место принадлежит группе «БАД, влияющие на репродуктивную систему» - 23,59%. Замыкает тройку лидеров группа «БАД, действующие на пищеварительную систему» - 19,29%. Группа, «БАД, действующая на центральную нервную систему» составляет 7,48%, «Средства для похудения и очищения»- 6,24%, «Средства для поддержания сердечно - сосудистой системы» -4,92%, «Средства, действующие на органы чувств» - 3,5%, «Средства для устранения проблем с кожей» - 2,9%, «Средства, применяемые при заболеваниях костной ткани» -2,6%, «Средства, поддерживающие функцию иммунной системы» -2,43%.
На втором этапе исследования проанализирован ассортимент биологически активных добавок на российском рынке по производственному признаку.
Установлено, что в отличие от рынка лекарственных препаратов, на котором доминирует продукция иностранных производителей, в Российской Федерации на рынке БАД ситуация обратная – ассортимент отечественного производства занимает 56% стоимостного объёма продаж. Среди иностранных производителей лидируют БАД производства Германии (25%), США (20,45%) и Польши (9,09%), Канада- 6,8%, Нидерланды, Малайзия, Дания по 2%.
Анализ отечественных производителей показал, что ЗАО «Эвалар» традиционно возглавляет ТОП-10 фирм - производителей БАД по объему продаж в стоимостном выражении (20,49%), являясь самой крупной отечественной фирмой - производителем, одной из немногих, которая представляет свою продукцию на зарубежных рынках. «РИА «Панда» уверенно занимает 2 позицию (5,97%), ежегодно наращивая отрыв от ближайших конкурентов. Далее следует компания «Экомир» - 2,04% и «Диод»- 2,00% общих продаж.
Среди иностранных производителей список возглавляют Solgar vitamin and herb (4.97%), Pharma-med (4.65%), Queisserpharma (3.11%), Merk Selbstmedikation (2,92%), Genexo (2.00%).
Исследования ценовой категории показали, что импортные биологически активные добавки дороже отечественных БАД. Так, цена одной импортной упаковки по итогам 2015 года составила 280 рублей, отечественной – около 80 рублей. Наиболее востребованным на рынке является биологически активные добавки в ценовой категории до 50 рублей, но все же наиболее выгодными с точки зрения прибыли остаются БАД с ценой выше 500 рублей.
Основной причиной приёма данных препаратов является желание восполнить нехватку витаминов и различных микроэлементов в организме (84,6%), тем самым укрепить свое здоровье и улучшить свою работоспособность, снять стресс и усталость в организме.
Заключение
Проведенный анализ показал, что потребление БАД непрерывно растёт среди населения, и аптечный рынок нуждается в расширении ассортимента и более детальном изучении роли этих продуктов, в сохранении здоровья нации и улучшении фармацевтического сопровождения при консультировании и продаже товаров аптечного ассортимента.
Список литературы
14. Sweeny K. Demand and price dynamics within the pharmaceutical benefits scheme. Melbourne, Australia: Center for Strategic Economic Studies Victoria University of Technology, 2002. 47 p.