16+
DOI: 10.18413/2313-8955-2016-2-4-89-94

БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Aннотация

В данной статье представлены результаты маркетингового исследования ассортимента биологически активных добавок (БАД) на Российском рынке. Дана классификация и характеристика БАД. Биологически активные добавки к пище - это композиция натуральных или идентичных натуральным биологически активным веществам, предназначенным для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения пищевого рациона витаминами, минералами, пищевыми волокнами и др. БАДы к пище чаще всего имеют животное, растительное, или минеральное происхождение, а также могут быть получены химическими или биотехнологическими способами (приказ МЗ РФ № 117 от 15.04.1997 г. "О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище"). БАДы в отличие от лекарственных средств оптимизируют работу внутренних органов и систем организма в пределах физиологических норм, потому что состоят из натуральных или близких по составу ингредиентов. БАДы или биокорректоры находят всё большую распространённость в питании разных слоев населения. Причем явление это характеризует как Россию, так и другие экономически развитые страны. Одной из основных причин применения биологически активных добавок являются значительные нарушения качества и структуры питания современного человека. Биологически активные добавки стремительно заполняют российский аптечный рынок, занимая второе место после лекарственных препаратов. Кроме того, около 20 % производителей БАД являются производителями лекарств. Таким образом, в статье нашло подтверждение убеждение, что биологически активные добавки могут расширить аптечный ассортимент, тем самым увеличивая удовлетворенность посетителей аптечных учреждений, улучшая качество фармацевтической помощи населению.


Введение.

Население с высокоразвитой индустрией стремятся к здоровому образу жизни, они открыты ко всему, что делает их здоровыми. В связи с этим индустрия производящая продукты питания переориентировалась на производство товаров с новыми качествами, нацеленными на улучшение здоровья [12, 13].

В современной медицине уделяется большое внимание связи между состоянием здоровья человека и структурой  питания, которое может быть как средством насыщения и источником энергии, так и фактором физиологическогосостояниячастей организма, способствуя  повышению иммунного ответа на влияние  различных неблагоприятных воздействий окружающей среды [8, 14].

Человечеству в современных условиях очень трудно сделать оптимальным и соответствующим нормам потребления свой рацион питания, который нельзя увеличивать бесконечно путём увеличения потребления пищи. Значительная часть нутрициологов считает, что решение данного вопроса возможно в применении БАД, которые в своём составе содержат натуральные: витамины и витаминоподобные вещества, аминокислоты и жирные кислоты, минералы и другие, полезные и нужные питательные вещества [1, 2, 9].

Накопленные в нашем государстве и в других странах сведения о пищевых добавках однозначно подтверждают, что при дефиците витаминов, минералов, пищевых волокон и других необходимых  веществ неизменно приведёт к минимизации резистентности, которая способна перейти в болезни, как анемия, гипо - и авитаминозы, рахит у детей, остеопороз. Вместе с тем пища нашего поколения в своём составе имеет значительно больше животных жиров и углеводов, которые вместе с гиподинамией способствуют процессам ожирения и возникновению вместе с ним сопутствующих сердечно-сосудистых, опорно-двигательной системы и других заболеваний.

В связи с технической революцией, произошедшей в  ХХ веке, снизились энергетические затраты человека до уровня 2500 ккал в сутки. Данное количество энергии соответствует небольшому объему пищи, который в свою очередь не может удовлетворить в полной мере физиологические запросы человека.

Отечественный и мировой опыт показывает, что наиболее экономичный и быстрый путь для оптимизации пищевого рациона, является использование специально разработанных биологически активных добавок. Для расширения ассортимента различных групп питания эти вещества входят в состав традиционных продуктов питания.

В 1994 году в России впервые появились БАД, с этого момента их перестали регистрировать, как лекарственные средства, их стали относить к отдельной группе. Активно продвигать биологически активные добавки начали с 1998 года, предполагая, что эта группа товаров станет однойперспективнейших групп, участвующих в коррекции пищевого статуса человека [1, 2, 4].

Биологически активные добавки - пограничная структура между пищевыми продуктами и лекарственными средствами.  С одной стороны, БАД - нелекарство и не средство для лечения, с другой стороны, БАД - не пища, а совокупность биологически активных веществ в определенной форме, позволяющих человеку дополнить свой рацион недостающими или недостаточными в его диете жизненно важными веществами, а при длительном применении — предупреждать те или иные заболевания [2,7].

Для предметного изучения, среди биологически активных добавок выделяют три базовые составляющие: нутрицевтики, парафармацевтики и эубиотики.

1. Нутрицевтики - это БАД, используемые для оптимизации структуры употребляемой пищи, в том числе и химической.

2. Парафармацевтики - это БАД, используемые с профилактической целью, а также поддержания макроорганизма в надлежащей форме.

3. Эубиотики - это БАД имеющие в своём составе микроорганизмы, которые способны оптимизировать структуру и активность микрофлоры ЖКТ [6, 8].

Вторая классификация по целям использования. Биологически активные добавки подразделяются на три группы:

- дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ при нарушениях жирового, белкового, углеводного, витаминного, а также других видов обмена веществ при патологических функциональных состояниях организма;

- для улучшения или нормализации функций органов и систем организма индивидуума, как самостоятельно, так и  в составе продуктов, которые оказывают общеукрепляющее, мочегонное, тонизирующее, седативное и другие действия при различных функциональных состояниях;

- для профилактики различных  заболеваний, нормализации микрофлоры ЖКТ, в качестве сорбентов и др.

Биологически активные добавки  к пище, могут производиться не только на предприятиях пищевой промышленности, но и на предприятиях фармацевтической и биотехнологической промышленности. Биологически активные добавки могут производиться в различных лекарственных формах: в виде порошков, таблеток,  экстрактов, отваров, настоев, бальзамов, сухих и жидких концентратов, сиропов, настоек и др.[5, 7].

Рынок БАД существовал еще с конца 19 века, но только около двадцати лет назад он начал очень интенсивно развиваться. США являются наикрупнейшим потребителем и производителем биологически активных добавок. Европа производит 30% от мирового объема и занимает второе место, являясь крупнейшим производителем. Более 65% европейцев постоянно употребляют БАД. Япония производит около 18% мирового рынка, однако японцы по потреблению занимают первое место, так как более 90% населения страны употребляют биологически активные добавки [5, 10, 11].

Жизненный ритм в котором сегодня живёт человек не оставляет и малейшего сомнения в необходимости увеличения ассортимента биологически активных добавок. Медицина доказала эффективность БАДов и их положительное влияние на здоровье человечества. 

Поэтому, в основе сегодняшних знаний о питании должна быть доктрина приемлемого питания, которая предусматривает обязательность и необходимость полного покрытия потребностей человека как в энергии, эссенциальных микро - и макронутриентах, но также и в других важных минорных не относящихся к пище структур, значение и перечень которых мы не можем считать досконально установленными и  изученными.

Цель исследования: проанализировать ассортимент биологически активных добавок на фармацевтическом рынке России.

Материалы и методы: в ходе исследования использованы методы экономико-статистического анализа, маркетинговых исследований и контент-анализ.

Исследование основано на нормативно-правовых актах Министерства здравоохранения РФ и аналитических отчетах маркетинговых компаний (DSM Group, Research Rethink React).

Результаты и их обсуждение: на первом этапе исследования проведен  анализ рынка БАД соответственно официальному классификатору, который чётко отражает его реалии [3].

По итогам анализа рейтинг возглавляет группа «БАД, действующие на организм в целом» –27,1%, в состав которой входят витаминные и общеукрепляющие средства. Второе место принадлежит группе «БАД, влияющие на репродуктивную систему» - 23,59%. Замыкает тройку лидеров группа «БАД, действующие на пищеварительную систему» - 19,29%. Группа, «БАД, действующая на центральную нервную систему» составляет 7,48%, «Средства для похудения и очищения»- 6,24%, «Средства для поддержания сердечно - сосудистой системы» -4,92%, «Средства, действующие на органы чувств» - 3,5%, «Средства для устранения проблем с кожей» - 2,9%, «Средства, применяемые при заболеваниях костной ткани» -2,6%, «Средства, поддерживающие функцию иммунной системы» -2,43%.

На втором этапе исследования проанализирован ассортимент биологически активных добавок на российском рынке по производственному признаку.

 

Установлено, что в  отличие от рынка лекарственных препаратов, на котором доминирует продукция иностранных производителей, в Российской Федерации на рынке БАД ситуация обратная – ассортимент отечественного производства занимает 56% стоимостного объёма продаж. Среди иностранных производителей лидируют БАД производства Германии (25%), США (20,45%) и Польши (9,09%), Канада- 6,8%, Нидерланды, Малайзия, Дания по 2%.

Анализ отечественных производителей показал, что ЗАО «Эвалар»  традиционно возглавляет ТОП-10 фирм - производителей БАД по объему продаж в стоимостном выражении (20,49%), являясь самой крупной отечественной фирмой - производителем, одной из немногих, которая представляет свою продукцию на зарубежных рынках. «РИА «Панда» уверенно занимает 2 позицию (5,97%), ежегодно наращивая отрыв от ближайших конкурентов. Далее следует компания «Экомир» - 2,04% и «Диод»- 2,00% общих продаж.

Среди иностранных производителей список возглавляют Solgar vitamin and herb (4.97%), Pharma-med (4.65%), Queisserpharma (3.11%), Merk Selbstmedikation (2,92%), Genexo (2.00%).

Исследования ценовой категории показали, что импортные биологически активные добавки дороже отечественных БАД. Так, цена одной импортной  упаковки по итогам 2015 года составила 280 рублей, отечественной – около 80 рублей.  Наиболее востребованным на рынке является биологически активные добавки в ценовой категории до 50 рублей, но все же наиболее выгодными с точки зрения прибыли остаются БАД с ценой выше 500 рублей.

Основной причиной приёма данных препаратов является желание восполнить нехватку витаминов и различных микроэлементов в организме (84,6%), тем самым укрепить свое здоровье и улучшить свою работоспособность, снять стресс и усталость в организме.

Заключение

Проведенный анализ  показал, что потребление БАД непрерывно растёт среди населения, и аптечный рынок нуждается в расширении ассортимента и более детальном изучении роли этих продуктов,  в сохранении здоровья нации и улучшении фармацевтического сопровождения при консультировании и продаже товаров аптечного ассортимента.

 

Список литературы

  1. Белоусов Е.А., Белоусова О.В., Трофимова В.Г. Изучение спроса на лекарственные препараты для лечения кожных заболеваний // Научный результат. Серия «Медицина и фармация» 2016. Т. 2. №1(7). С. 59-63.
  2. Белоусов Е.А., Белоусова О.В. Влияние маркетинговых подходов на комплексные продажи в аптеке //  Научный результат. Серия «Медицина и фармация». №3(5). 2015. С.139-142.
  3. Белоусова О.В., Белоусов Е.А., Лупандина Л.О. Анализ ассортимента гомеопатических средств на Российском фармацевтическом и аптечном рынках // Научный результат. НИУ «БелГУ». Серия «Медицина и фармация». 2016. Т.2. №2. С.50-53.
  4. Григорьев Д. Анализ рынка биологически активных добавок // Бизнес медицина. 2005. № 8. С.78-82.
  5. Курбанова, М.Г. Исследование и разработка полифункциональных добавок на основе гидролизатов казеина и практическая реализация технологий пищевых продуктов с их использованием: дис. … д-ра техн. наук: 05.18.04 Курбанова Марина Геннадьевна. – Кемерово, 2012. 369 с.
  6. МУК 2.3.2.721-98. 2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище. Методические указания (утв. Главным государственным санитарным врачом России 15.10.1998)
  7. О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище: Приказ Минздрава РФ от 15.04.1997 № 117 -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14778/14194834fc3db4dcc7bcf423edd16b76f271500c/ (дата обращения 10.08.2016)
  8. Позняковский В.М., Суханов Б.П. Биологически активные добавки в современной нутрициологии // Техника и технология пищевых производств. 2009. № 2. С. 44-50
  9. Симакова С.А., Исхакова Г.М., Пурыгин П.П. Применение композиции гумата калия и спирулины в качестве биологически активной добавки к пище //  Известия самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11 (27), № 1 (5). С. 1097-1099.
  10. Danzon P.M., Chao L-W. Cross-national price differences for pharmaceuticals: how large, and why? Journal of health economics. 2000. 19. Pp. 159-195.
  11. Danzon P.M. Making Sense of drug prices. Regulation. 2000. 23, l. Pp. 56-63.
  12. Kelly G.G. Improving the PPI sample for prescription pharmaceuticals. -USA: Bureau of Labor Statistics, 1999. 26p.
  13. Koletzko В. Agget P.J., Bindels J.G. et al. Growth, Development and Differentiation: a functional food science approach.  British J. Nutrition. 1998. Vol. 80.  Suppl. 1. Pp. 5-45.

14. Sweeny K. Demand and price dynamics within the pharmaceutical benefits scheme. Melbourne, Australia: Center for Strategic Economic Studies Victoria University of Technology, 2002. 47 p.