16+
DOI: 10.18413/2313-8955-2015-1-4-108-112

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Aннотация

Проведена оценка эффективности реализации программы ОНЛС в Белгородской области. Изучены материалы проверок медицинских организаций, данные мониторинга реализации программы ОНЛС. Выявлены существенные проблемы в реализации программы и её неэффективность в целом и вследствие этого возможность ухудшения показателей здоровья населения региона.


Право на получение государственной социальной помощи отдельными категориями граждан Российской Федерации определено Федеральным законом от 25.06.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ)[1]. Система дополнительного лекарственного обеспечения (далее — ДЛО) граждан введена на территории, как Российской Федерации, так и Белгородской области с 1 января 2005 г. Основной целью этой программы является полное, качественное и своевременное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами (ЛС); обеспечение контроля за выпиской, выдачей и оплатой выделенных на нужды льготников лекарственных средств; разграничение и структурирование функций федеральных и региональных органов власти в области льготного обеспечения в рамках единой стратегии. Программа ДЛО — одна из крупнейших программ в здравоохранении [10,5]. Изначально в нее были включены все граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В 2006 г. гражданам предоставлено право выбора: лекарственная помощь или денежная компенсация. В результате в программе остались лица, имеющие хронические формы заболеваний и постоянно испытывающие необходимость в приеме лекарств (зачастую дорогостоящих)[8].

В 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 18.10.2007 г. №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», полномочия по проведению аукционов на размещение государственного заказа на поставку ЛС, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, переданы в субъекты РФ. Эта программа получила название ОНЛС — «обеспечение необходимыми лекарственными средствами»[2,6]. Она позволила обеспечить пациентов жизненно важными лекарственными средствами. По ряду нозологий, таких как сахарный диабет, гемофилия, онкология, рассеянный склероз и др., значительно улучшилось лекарственное обеспечение. Программа оказала серьезное влияние также на развитие фармацевтического рынка в целом. При этом произошла значительная активизация отечественной фармпромышленности. [7,9]

В ходе реализации программы ОНЛС возникают различные проблемы: от организационных, связанных с очередями в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках, проблемах с выпиской рецептов до проблем с финансированием, дефектурой, назначением ЛС, не включенных в Перечень лекарственных средств для льготного отпуска («Перечень»), качеством определения потребности, отсутствием должного контроля за результатами проводимой терапии и др.[3,4]

         Цель исследования: изучение эффективности реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) на территории Белгородской области (БО).

         Материалы и методы исследования. Объектом исследования явилась программа ОНЛС Белгородской области. Источниками информации служили: данные материалов проверок медицинских организаций, проведенных Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, данные мониторинга реализации программы ОНЛС в Белгородской области. Методы исследования: социологический опрос, группировки, сравнения, контент-анализ, системный подход, структурно-функциональный анализ.

         Результаты исследования. Одним из наиболее важных показателей эффективности функционирования системы льготного лекарственного обеспечения являются обращения граждан. Жалобы на недостаточное обеспечение жизненно необходимыми и важнейшими ЛП поступают от льготополучателей всех категорий (федеральных и региональных).

         За 2015 г. в Департамент здравоохранения и социальной защиты населения БО поступило 237 письменных обращений по вопросу обеспечения ЛП, что составляет 12 % от общего количества обращений. Поскольку за этот же период 2014 г. данный показатель составлял 15,5 %, то наблюдается незначительная тенденция снижения количества обращений по вопросу предоставления лекарственной помощи. Анализ обращений показывает, что превалирует желание получить определенное торговое наименование, а также назначение ЛП, не включенных в перечень для льготного отпуска (таблица 1).

Таблица 1.

Сведения о выявленных нарушениях в амбулаторно-поликлинических организациях БО.

 

 

2013г.

2014г.

2015г.

Количество амбулаторно-поликлинических организаций

171

168

169

Количество медицинских амбулаторных карт

189

122

131

Количество федеральных льготников

48369

47916

45146

Количество врачей, занятых выпиской льготных рецептов

1950

2045

2068

Выявлены нарушения:

назначение льготного ЛП без осмотра больного

2,8%

1,7%

1,4%

назначение ЛП без проведения дополнительных методов

обследований

2,6%

4,1%

8,9%

отсутствие записи консультаций узких специалистов

1,3%

-

3,8%

назначение 5 и более ЛП одновременно

1,1%

-

-

назначение льготного ЛП без указания способа применения

3,4%

5,1%

1,8%

нерациональное комбинирование ЛП

1,5%

2,0%

0,5%

назначение на одного больного ЛП, превышающих курсовую

дозу приемов

1,1%

0,9%

0,4%

число ЛП, назначенных не по МНН

0,5%

-

-

назначение ЛП, не входящих в стандарты

медицинской  помощи

0,7%

2,5%

0,6%

         Наибольшее количество нарушений в 2015 г. составили нарушения при выписке ЛП без проведения дополнительных методов обследований (8,9 %) и отсутствие записи консультаций узких специалистов (3,8 %). Отмечается увеличение нарушений, связанных с назначением ЛП без проведения дополнительных методов обследования, предусмотренных стандартом медицинской помощи, назначением льготного ЛП без указания способа применения, нерациональное комбинирование ЛП.

С целью изучения эффективности реализации программы ОНЛС отдельных категорий граждан в БО проведен социологический опрос 250 респондентов, получавших ранее льготные ЛП, а впоследствии отдавших предпочтение денежной компенсации и 300 льготополучателей, оставшихся в программе ОНЛС. Результаты опроса показали, что основная причина отказа (33 %) от льготных ЛП в пользу денежной компенсации обусловлена простотой и удобством ее получения, поскольку отдав предпочтение компенсации, людям не приходится тратить время на прием к врачу за получением рецепта и тратить время на ожидание необходимого выписанного льготного ЛП в аптечной организации (АО) и т.п. (таблица 2).

 

Таблица 2.

Причины выбора денежной компенсации взамен лекарственного обеспечения.

 

Причины

Доля, %

Нет необходимости стоять в очереди к врачу за получением льготного рецепта,

Отсутствие необходимости обновления рецептов в поликлинике,

Удобство и простота системы денежной компенсации

33

Отсутствие в Перечне необходимых ЛП

22

Частое отсутствие ЛП по льготному рецепту АО,

Нет необходимости ожидания льготного ЛП в АО

16

Возможность самостоятельного выбора нужного ЛП без привязки к Перечню

8

Возможность приобретения эффективных, оригинальных ЛП

7

Компенсация является дополнительным финансовым источником

6

Приобретение ЛП на собственные средства

3

Возможность пользоваться любой АО

2

Другое

3

         Свыше 22%  опрошенных отметили отсутствие необходимых ЛП в «Перечне», и практически столько же участников опроса указали на частое отсутствие ЛП по льготному рецепту в АО и ожидание льготного ЛП. Около 6% участвующих в опросе граждан, высказали мнение о том, что система компенсаций позволяет купить те ЛП, которые действительно необходимы без привязки к «Перечню».

         Серьезной причиной выхода из программы ОНЛС является наличие в «Перечне» дешевых, малоэффективных, дженерических ЛП, в результате больным приходится покупать за собственные деньги более дорогостоящие аналоги. Почти половина опрошенных граждан (44 %), получающих льготные ЛП, готовы потенциально выйти из программы ОНЛС при определенных условиях (таблица 3).

Таблица 3.

Причины отказа от льготных ЛП жителями БО.

 

Причины отказа

Доля, %

Соглашусь (всего 43%)

Если компенсация полностью покроет стоимость всех необходимых ЛП

18

При наличии больших очередей к врачу за получением льготного рецепта

7

При необходимости долгого ожидания ЛП по льготным рецептам в аптеке

6

При отсутствии роста цены на ЛП

4

При оказании помощи в оформлении компенсации

3

При условии, что компенсация будет выгоднее льгот

2

Если необходимые ЛП будут отсутствовать в Перечне

3

Нет (всего 57%)

Ни при каких условиях

29

Поскольку стоимость ЛП выше, чем размер компенсации, а возможность покупать ЛП за свой счет отсутствует

8

Ввиду наличия серьезного заболевания, сопровождающегося дорогостоящим лечением

6

Наличие нескольких заболеваний

5

Поскольку льготы выгоднее компенсации

3

Все устраивает

3

Поскольку часто приходится лежать в больнице и денежных компенсаций не хватает на лечение

2

Надежность льготного обеспечения

1

         Более половины участников опроса (57%) не согласились бы променять право их бесплатного получения на денежную компенсацию, а 29 % респондентов заявили, что не перейдут на денежную компенсацию ни при каких условиях, мотивируя это недостаточным размером денежной компенсации, которая не покрывает стоимости необходимого количества ЛП, а также наличием серьезного заболевания, требующего применения дорогостоящих ЛП. 100 % респондентов не устраивает постоянный рост цен на ЛП. Часть больных готова перейти на компенсацию и планирует это сделать в ближайшее время, если им будет оказана помощь в оформлении такого перехода. При этом все респонденты обусловливают свой переход рядом дополнительных пожеланий, перечень которых в порядке убывания значимости приведен в таблице 4.

Таблица 4.

Анализ возможных причин возврата в программу ОНЛС.

 

Причины

Доля,%

Да  (всего 47 %)

Если все нужные ЛП будут входить в Перечень льготных

12

При наличии ЛП в аптеках и их выдаче при первом обращении в аптеку с рецептом

7

При резком росте цен на необходимые препараты

7

При превышении стоимости необходимых ЛП над стоимостью компенсации

5

В случае упрощения процедуры получения рецепта у врача и получения ЛП в АО

4

При увеличении срока действия рецепта

4

При изменении самой программы, если она будет более продумана

3

При выписывании дорогих качественных оригинальных ЛП, а не дешевых аналогов

2

При доставке ЛП на дом

2

При отсутствии проволочки с оформлением льгот

1

Нет (всего 53%)

Ни при каких условиях

29

Все устраивает

7

Компенсации получать удобнее, чем льготы, поскольку предпочитаю покупать те препараты, которые выбираю самостоятельно

5

Из-за частого отсутствия льготного ЛП в аптеке

4

Поскольку врачи выписывают дешевые аналоги

3

Поскольку отсутствуют необходимые ЛП в Перечне

2

Поскольку программа льготных ЛП не отлажена

1

В связи с необходимостью приобретать основную часть ЛП за свой счет

1

Трата значительного объема времени на посещение врача

1

   

         Изучение возможности отказа от денежных компенсаций в пользу льготных ЛП показало, что основная доля больных считает это возможным при условии наличия необходимых ЛП в «Перечне», при резком росте цен на необходимые ЛП, при превышении стоимости ЛП над компенсацией, при упрощении процедуры получения льготных рецептов и увеличении срока их действия. Немаловажным фактором для перехода является изменение самой программы ОНЛС и включение в «Перечень» дорогостоящих, эффективных и оригинальных ЛП. Уровень доверия к системе льготного обеспечения ЛП отличается у разных групп опрошенных. Граждане, которые получают денежную компенсацию, заметно критичнее оценивают все стороны системы льготного обеспечения ЛП, чем получающие льготные ЛП. Как показали результаты исследования, решение об обращении к врачу в случае заболевания обычно связано с тем, насколько сильно выражены симптомы недомогания. Причем обе группы льготной категории граждан – и те, кто пользуется льготными ЛП, и те, кто получает денежную компенсацию – ведут себя одинаково. В случае легкого недомогания более половины участников исследования предпочитают заниматься самолечением (54 %). В

медицинскую организацию большинство респондентов обращаются только тогда, когда симптомы недомогания выражены явно – три четверти опрошенных (73 %) и в случае сильного недомогания в медицинские организации обращаются практически все (94 %). Установлено, что граждане, получающие льготные ЛП, чаще обращаются в поликлинику, чем те, кто пользуется денежной компенсацией. Это можно объяснить тем, что гражданам, получающим льготные ЛП, приходится минимум раз в месяц посещать врача для продления, обновления или выписки нового льготного рецепта. Так, 74 % получающих льготные ЛП ходят в поликлинику раз в месяц и чаще, тогда как среди тех, кто получает денежную компенсацию, с такой частотой посещают поликлинику 48 % опрошенных. Как показали результаты исследования, ассортимент ЛП, входящих в «Перечень», полностью или частично соответствует потребностям льготополучателей. Почти две трети тех, кто получает денежную компенсацию (60 %), заявили, что им приходилось докупать ЛП за свои деньги. Еще треть опрошенных, из группы получающих денежные компенсации, отметили, что «Перечень» отвечает их потребностям лишь частично (31 %). В связи с этим можно сделать вывод, что именно несоответствие Перечня потребностям больных является причиной их выхода из программы ОНЛС. Как правило, АО не предоставляют возможности выбора между ЛП различных производителей (56–62 %). Между тем для большинства опрошенных важно, кто производит ЛП (55–58 %). Получающие денежную компенсацию готовы доплачивать за приобретение ЛП нужного производителя. Каждый второй (50 %) из получающих льготные ЛП регулярно вынужден покупать их за свои деньги.       Таким образом, на территории БО на протяжении всех лет реализации программы отмечается снижение численности граждан, остающихся в ней, что может привести к неэффективной терапии больных, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, и, в конечном результате, отрицательно сказаться на показателях здоровья населения региона.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  2. Федеральный закон от 18.10.2007г.  №230-ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 29.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2014г. № 2782-р
    «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
  4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006г. № 665 «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».
  5. Постановление Правительства Белгородской области от 22.12.2014г.  № 501-пп «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».
  6. Дубовик А.О. Мнение населения о реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами // Бюллетень медицинских  Интернет-конференций. 2015.- № 5. С.337
  7. Тельнова Е.А. Критический анализ состояния системы лекарственного обеспечения льготной категории населения // Фармация. 2006. №4.  С.6-9
  8. Даутов С. Б. Обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи/ Даутов С. Б., Ганиева Р. А.,  Загирова А. Ф.  // Вестник Росздравнадзора.  2010. № 4.
  9. Тельнова Е.А. Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами: состояние, проблемы, перспективы/ Тельнова Е.А., Петроченков Г. А., Румянцев А.С.//Вестник Росздравнадзора. 2008. № 3.
  10.  Хабриев Р.У. Реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения населения России/ Хабриев Р.У., Тельнова Е.А., Вескер И.Л. // Фармация. .2006. №5