ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Aннотация
Проведена оценка эффективности реализации программы ОНЛС в Белгородской области. Изучены материалы проверок медицинских организаций, данные мониторинга реализации программы ОНЛС. Выявлены существенные проблемы в реализации программы и её неэффективность в целом и вследствие этого возможность ухудшения показателей здоровья населения региона.
Право на получение государственной социальной помощи отдельными категориями граждан Российской Федерации определено Федеральным законом от 25.06.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ)[1]. Система дополнительного лекарственного обеспечения (далее — ДЛО) граждан введена на территории, как Российской Федерации, так и Белгородской области с 1 января 2005 г. Основной целью этой программы является полное, качественное и своевременное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами (ЛС); обеспечение контроля за выпиской, выдачей и оплатой выделенных на нужды льготников лекарственных средств; разграничение и структурирование функций федеральных и региональных органов власти в области льготного обеспечения в рамках единой стратегии. Программа ДЛО — одна из крупнейших программ в здравоохранении [10,5]. Изначально в нее были включены все граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В 2006 г. гражданам предоставлено право выбора: лекарственная помощь или денежная компенсация. В результате в программе остались лица, имеющие хронические формы заболеваний и постоянно испытывающие необходимость в приеме лекарств (зачастую дорогостоящих)[8].
В 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 18.10.2007 г. №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», полномочия по проведению аукционов на размещение государственного заказа на поставку ЛС, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, переданы в субъекты РФ. Эта программа получила название ОНЛС — «обеспечение необходимыми лекарственными средствами»[2,6]. Она позволила обеспечить пациентов жизненно важными лекарственными средствами. По ряду нозологий, таких как сахарный диабет, гемофилия, онкология, рассеянный склероз и др., значительно улучшилось лекарственное обеспечение. Программа оказала серьезное влияние также на развитие фармацевтического рынка в целом. При этом произошла значительная активизация отечественной фармпромышленности. [7,9]
В ходе реализации программы ОНЛС возникают различные проблемы: от организационных, связанных с очередями в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках, проблемах с выпиской рецептов до проблем с финансированием, дефектурой, назначением ЛС, не включенных в Перечень лекарственных средств для льготного отпуска («Перечень»), качеством определения потребности, отсутствием должного контроля за результатами проводимой терапии и др.[3,4]
Цель исследования: изучение эффективности реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) на территории Белгородской области (БО).
Материалы и методы исследования. Объектом исследования явилась программа ОНЛС Белгородской области. Источниками информации служили: данные материалов проверок медицинских организаций, проведенных Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, данные мониторинга реализации программы ОНЛС в Белгородской области. Методы исследования: социологический опрос, группировки, сравнения, контент-анализ, системный подход, структурно-функциональный анализ.
Результаты исследования. Одним из наиболее важных показателей эффективности функционирования системы льготного лекарственного обеспечения являются обращения граждан. Жалобы на недостаточное обеспечение жизненно необходимыми и важнейшими ЛП поступают от льготополучателей всех категорий (федеральных и региональных).
За 2015 г. в Департамент здравоохранения и социальной защиты населения БО поступило 237 письменных обращений по вопросу обеспечения ЛП, что составляет 12 % от общего количества обращений. Поскольку за этот же период 2014 г. данный показатель составлял 15,5 %, то наблюдается незначительная тенденция снижения количества обращений по вопросу предоставления лекарственной помощи. Анализ обращений показывает, что превалирует желание получить определенное торговое наименование, а также назначение ЛП, не включенных в перечень для льготного отпуска (таблица 1).
Таблица 1.
Сведения о выявленных нарушениях в амбулаторно-поликлинических организациях БО.
| 2013г. | 2014г. | 2015г. |
Количество амбулаторно-поликлинических организаций | 171 | 168 | 169 |
Количество медицинских амбулаторных карт | 189 | 122 | 131 |
Количество федеральных льготников | 48369 | 47916 | 45146 |
Количество врачей, занятых выпиской льготных рецептов | 1950 | 2045 | 2068 |
Выявлены нарушения: | |||
назначение льготного ЛП без осмотра больного | 2,8% | 1,7% | 1,4% |
назначение ЛП без проведения дополнительных методов обследований | 2,6% | 4,1% | 8,9% |
отсутствие записи консультаций узких специалистов | 1,3% | - | 3,8% |
назначение 5 и более ЛП одновременно | 1,1% | - | - |
назначение льготного ЛП без указания способа применения | 3,4% | 5,1% | 1,8% |
нерациональное комбинирование ЛП | 1,5% | 2,0% | 0,5% |
назначение на одного больного ЛП, превышающих курсовую дозу приемов | 1,1% | 0,9% | 0,4% |
число ЛП, назначенных не по МНН | 0,5% | - | - |
назначение ЛП, не входящих в стандарты медицинской помощи | 0,7% | 2,5% | 0,6% |
Наибольшее количество нарушений в 2015 г. составили нарушения при выписке ЛП без проведения дополнительных методов обследований (8,9 %) и отсутствие записи консультаций узких специалистов (3,8 %). Отмечается увеличение нарушений, связанных с назначением ЛП без проведения дополнительных методов обследования, предусмотренных стандартом медицинской помощи, назначением льготного ЛП без указания способа применения, нерациональное комбинирование ЛП.
С целью изучения эффективности реализации программы ОНЛС отдельных категорий граждан в БО проведен социологический опрос 250 респондентов, получавших ранее льготные ЛП, а впоследствии отдавших предпочтение денежной компенсации и 300 льготополучателей, оставшихся в программе ОНЛС. Результаты опроса показали, что основная причина отказа (33 %) от льготных ЛП в пользу денежной компенсации обусловлена простотой и удобством ее получения, поскольку отдав предпочтение компенсации, людям не приходится тратить время на прием к врачу за получением рецепта и тратить время на ожидание необходимого выписанного льготного ЛП в аптечной организации (АО) и т.п. (таблица 2).
Таблица 2.
Причины выбора денежной компенсации взамен лекарственного обеспечения.
Причины | Доля, % |
Нет необходимости стоять в очереди к врачу за получением льготного рецепта, Отсутствие необходимости обновления рецептов в поликлинике, Удобство и простота системы денежной компенсации | 33 |
Отсутствие в Перечне необходимых ЛП | 22 |
Частое отсутствие ЛП по льготному рецепту АО, Нет необходимости ожидания льготного ЛП в АО | 16 |
Возможность самостоятельного выбора нужного ЛП без привязки к Перечню | 8 |
Возможность приобретения эффективных, оригинальных ЛП | 7 |
Компенсация является дополнительным финансовым источником | 6 |
Приобретение ЛП на собственные средства | 3 |
Возможность пользоваться любой АО | 2 |
Другое | 3 |
Свыше 22% опрошенных отметили отсутствие необходимых ЛП в «Перечне», и практически столько же участников опроса указали на частое отсутствие ЛП по льготному рецепту в АО и ожидание льготного ЛП. Около 6% участвующих в опросе граждан, высказали мнение о том, что система компенсаций позволяет купить те ЛП, которые действительно необходимы без привязки к «Перечню».
Серьезной причиной выхода из программы ОНЛС является наличие в «Перечне» дешевых, малоэффективных, дженерических ЛП, в результате больным приходится покупать за собственные деньги более дорогостоящие аналоги. Почти половина опрошенных граждан (44 %), получающих льготные ЛП, готовы потенциально выйти из программы ОНЛС при определенных условиях (таблица 3).
Таблица 3.
Причины отказа от льготных ЛП жителями БО.
Причины отказа | Доля, % |
Соглашусь (всего 43%) | |
Если компенсация полностью покроет стоимость всех необходимых ЛП | 18 |
При наличии больших очередей к врачу за получением льготного рецепта | 7 |
При необходимости долгого ожидания ЛП по льготным рецептам в аптеке | 6 |
При отсутствии роста цены на ЛП | 4 |
При оказании помощи в оформлении компенсации | 3 |
При условии, что компенсация будет выгоднее льгот | 2 |
Если необходимые ЛП будут отсутствовать в Перечне | 3 |
Нет (всего 57%) | |
Ни при каких условиях | 29 |
Поскольку стоимость ЛП выше, чем размер компенсации, а возможность покупать ЛП за свой счет отсутствует | 8 |
Ввиду наличия серьезного заболевания, сопровождающегося дорогостоящим лечением | 6 |
Наличие нескольких заболеваний | 5 |
Поскольку льготы выгоднее компенсации | 3 |
Все устраивает | 3 |
Поскольку часто приходится лежать в больнице и денежных компенсаций не хватает на лечение | 2 |
Надежность льготного обеспечения | 1 |
Более половины участников опроса (57%) не согласились бы променять право их бесплатного получения на денежную компенсацию, а 29 % респондентов заявили, что не перейдут на денежную компенсацию ни при каких условиях, мотивируя это недостаточным размером денежной компенсации, которая не покрывает стоимости необходимого количества ЛП, а также наличием серьезного заболевания, требующего применения дорогостоящих ЛП. 100 % респондентов не устраивает постоянный рост цен на ЛП. Часть больных готова перейти на компенсацию и планирует это сделать в ближайшее время, если им будет оказана помощь в оформлении такого перехода. При этом все респонденты обусловливают свой переход рядом дополнительных пожеланий, перечень которых в порядке убывания значимости приведен в таблице 4.
Таблица 4.
Анализ возможных причин возврата в программу ОНЛС.
Причины | Доля,% | |
Да (всего 47 %) | ||
Если все нужные ЛП будут входить в Перечень льготных | 12 | |
При наличии ЛП в аптеках и их выдаче при первом обращении в аптеку с рецептом | 7 | |
При резком росте цен на необходимые препараты | 7 | |
При превышении стоимости необходимых ЛП над стоимостью компенсации | 5 | |
В случае упрощения процедуры получения рецепта у врача и получения ЛП в АО | 4 | |
При увеличении срока действия рецепта | 4 | |
При изменении самой программы, если она будет более продумана | 3 | |
При выписывании дорогих качественных оригинальных ЛП, а не дешевых аналогов | 2 | |
При доставке ЛП на дом | 2 | |
При отсутствии проволочки с оформлением льгот | 1 | |
Нет (всего 53%) | ||
Ни при каких условиях | 29 | |
Все устраивает | 7 | |
Компенсации получать удобнее, чем льготы, поскольку предпочитаю покупать те препараты, которые выбираю самостоятельно | 5 | |
Из-за частого отсутствия льготного ЛП в аптеке | 4 | |
Поскольку врачи выписывают дешевые аналоги | 3 | |
Поскольку отсутствуют необходимые ЛП в Перечне | 2 | |
Поскольку программа льготных ЛП не отлажена | 1 | |
В связи с необходимостью приобретать основную часть ЛП за свой счет | 1 | |
Трата значительного объема времени на посещение врача | 1 | |
Изучение возможности отказа от денежных компенсаций в пользу льготных ЛП показало, что основная доля больных считает это возможным при условии наличия необходимых ЛП в «Перечне», при резком росте цен на необходимые ЛП, при превышении стоимости ЛП над компенсацией, при упрощении процедуры получения льготных рецептов и увеличении срока их действия. Немаловажным фактором для перехода является изменение самой программы ОНЛС и включение в «Перечень» дорогостоящих, эффективных и оригинальных ЛП. Уровень доверия к системе льготного обеспечения ЛП отличается у разных групп опрошенных. Граждане, которые получают денежную компенсацию, заметно критичнее оценивают все стороны системы льготного обеспечения ЛП, чем получающие льготные ЛП. Как показали результаты исследования, решение об обращении к врачу в случае заболевания обычно связано с тем, насколько сильно выражены симптомы недомогания. Причем обе группы льготной категории граждан – и те, кто пользуется льготными ЛП, и те, кто получает денежную компенсацию – ведут себя одинаково. В случае легкого недомогания более половины участников исследования предпочитают заниматься самолечением (54 %). В
медицинскую организацию большинство респондентов обращаются только тогда, когда симптомы недомогания выражены явно – три четверти опрошенных (73 %) и в случае сильного недомогания в медицинские организации обращаются практически все (94 %). Установлено, что граждане, получающие льготные ЛП, чаще обращаются в поликлинику, чем те, кто пользуется денежной компенсацией. Это можно объяснить тем, что гражданам, получающим льготные ЛП, приходится минимум раз в месяц посещать врача для продления, обновления или выписки нового льготного рецепта. Так, 74 % получающих льготные ЛП ходят в поликлинику раз в месяц и чаще, тогда как среди тех, кто получает денежную компенсацию, с такой частотой посещают поликлинику 48 % опрошенных. Как показали результаты исследования, ассортимент ЛП, входящих в «Перечень», полностью или частично соответствует потребностям льготополучателей. Почти две трети тех, кто получает денежную компенсацию (60 %), заявили, что им приходилось докупать ЛП за свои деньги. Еще треть опрошенных, из группы получающих денежные компенсации, отметили, что «Перечень» отвечает их потребностям лишь частично (31 %). В связи с этим можно сделать вывод, что именно несоответствие Перечня потребностям больных является причиной их выхода из программы ОНЛС. Как правило, АО не предоставляют возможности выбора между ЛП различных производителей (56–62 %). Между тем для большинства опрошенных важно, кто производит ЛП (55–58 %). Получающие денежную компенсацию готовы доплачивать за приобретение ЛП нужного производителя. Каждый второй (50 %) из получающих льготные ЛП регулярно вынужден покупать их за свои деньги. Таким образом, на территории БО на протяжении всех лет реализации программы отмечается снижение численности граждан, остающихся в ней, что может привести к неэффективной терапии больных, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, и, в конечном результате, отрицательно сказаться на показателях здоровья населения региона.
Список литературы
«Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».